Процедура проведения единого государственного экзамена в этом году снова претерпит изменения. Чтобы рассказать о нововведениях и научить с ними работать, в Тюмень приехали разработчики ЕГЭ.
В пятницу губернаторский зал библиотеки Тюменского госуниверситета был полон. На обучающие семинары по современным образовательным технологиям приехали более ста педагогов школ, гимназий и лицеев не только Тюмени, но и Ханты-Мансийска, Ишима, некоторых сельских районов.
Встречу с ведущими методистами Московского института открытого образования, авторами и рецензентами многих пособий по подготовке к ЕГЭ в новом формате, организовал центр профориентации и довузовской подготовки ТюмГУ. Подобные встречи тех, кто все придумал, с теми, кто потом это осуществляет, в вузе проводят уже в третий раз. Но в этом году список предметов, по которым будут читаться семинары, расширили -к математике добавили русский язык, физику и обществознание (по последнему предмету семинар пройдет в начале февраля).
Заполучить сразу трех разработчиков ЕГЭ по основным предметам было очень сложно, призналась Людмила Венченко, руководитель центра довузовской подготовки. Но ожидаемая польза должна перевесить затраты. Организаторы надеются, что гости разъяснят преподавателям то, что педагоги не смогли бы выудить даже в огромном количестве методической литературы. Ведь у разработчиков всегда что-то остается за кадром, неопубликованным.
Хотя надеяться только на рекомендации «свыше» в центре довузовской подготовки считают неверным. Чтобы успевать за всеми изменениями, надо изучать методические издания, использовать банк тестовых изданий, обращаться за консультациями к сетевым преподавателям на сайте Schola.ru, прибегать к услугам индивидуального дистанционного обучения школьников. И усилия дадут свои результаты. По данным мониторинга, в прошлом году средний балл по ЕГЭ среди тех, кто обучался в центре профориентации и довузовской подготовки, превышает средний по области. Да и по числу поступивших в вузы эффект заметен - 45 процентов выпускников прошли на бюджетные места - если не тюменских, то других, даже столичных, вузов.
Изменения в процедуре сдачи ЕГЭ разработчики объясняют поиском оптимального варианта проверки знаний. Окончательно он еще не найден. В этом году, например, появится новая форма -компьютерной сдачи ЕГЭ. Пока ее апробация проходит в Москве (возможно, новинку возьмут на вооружение и в Тюмени) по таким предметам, как информатика, математика, физика. В старших классах дети уже давно с компьютером на «ты», поэтому технических трудностей в такой процедуре не предвидится.
Разработчики предостерегали учителей от «безудержного стремления выполнять тесты». Марина Демидова, председатель федеральной предметной комиссии по физике, назвала такую практику порочной. И, в общем-то, ненужной. Тем, кто добросовестно учится в школе на протяжении всех лет, такое натаскивание не требуется. Зубрить все по шаблону - бессмысленно. Знание формул без понимания и умения их объяснять, сейчас не приветствуется. Новые стандарты обучения предполагают умение думать, применять, самому искать решения. На это направлены и изменения, вносимые сейчас в тестовые задания.
Учли разработчики и тот негатив, который стал очевиден в прошлом году. И предприняли, по словам Андрея Семенова, заведующего лабораторией математики Московского института открытого образования, «ответные меры». Он предупредил, что в этом году будут вычислять универсальный индивидуальный номер тех, кто на экзамене фотографирует тесты с помощью мобильного телефона и размещает их в сети Интернет. И если такой «уин» определят, то результаты тестов аннулируют. Проносить калькулятор и мобильные телефоны (не один, а все, сколько есть в наличии) на экзамен вообще запретят.
- Детей надо приучить отвечать за результаты своего труда, - убежден Андрей Семенов. - Со школьной скамьи человек должен понимать, что он получает в жизни то, чего достоин. Высокие результаты в жизни показывают те, кто, прежде всего, умеет работать.
Но это не значит, что сдать ЕГЭ без репетитора невозможно. Семенов уверен, что для сдачи экзамена вполне достаточно тех знаний, что дают на школьных уроках. Главное - надо быть внимательным (40% ошибок происходят именно по этой причине) и делать правильный выбор. Так, часть «С», признал Андрей Семенов, смогут решить далеко не все, даже если они в течение года не сачковали. Часть «С» - профильная, а не общеобразовательная. Если ребенок обучался на профильном уровне, у него проблем с такими заданиями не будет.
В этом году в тесты по математике добавят задания по стереометрии и теории вероятности. Первую включили, по словам Семенова, «по требованию общественности».
-
Кому-то, видимо, не хватило геометрии в первой части, - язвительно заметил он и добавил:
-
Что хотели, то и получили.
Но эта поправка, по его мнению, «не катастрофична». Задания включены базовые, на понимание, с простейшими вычислениями.
Ничего страшного не произойдет и от присутствия в новых тестах задач по теории вероятности. Точнее, псевдовероятности, уточнил Семенов. Это простейшие, по его мнению, задания на элементарное понимание теории.
Новинкой этого года в разделе «математика» станет и обозначенный с самого начала минимальный порог прохождения теста - пять задач. Впрочем, уточнил наш гость, «так озвучено, но документально еще нигде не подтверждено». Учитывая этот минимум, можно строить систему подготовки слабых. Сильные не должны реагировать на минимум.
При этом разработчики предостерегли учителей от чрезмерного желания показать высокий результат и получить за это премию.
-
Экзамен - это всегда момент истины, - считает Андрей Семенов.
-
И не только для ученика, но и для учителя. И если личные знания учащегося - первый базовый фактор успешного прохождения ЕГЭ, то квалификация педагога - второй.