Медиакарта
22:43 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Армия без саперов? Так просто не бывает

Армия без саперов? Так просто не бывает
01:29 | 26 января 2012

На посту у боевого знамени в главном корпусе Тюменского военного института инженерных войск уже не стоит курсант-часовой, вытянувшись в струнку. Как-то непривычно...

Но знамя все равно под надежной защитой, успокаивает исполняющий обязанности помощника начальника ТВИИВ по работе с личным составом, подполковник Сергей Понамарев. За постом наблюдают несколько видеокамер, которые реагируют на каждое движение проходящих мимо людей.

  • Все дело в том, что не так давно министр обороны приказал разгрузить курсантские подразделения от несения некоторых нарядов - за счет внедрения современных технологий. Чтобы у курсантов появилось больше времени на учебу. Инженерные войска развиваются сегодня очень быстро. И мы не можем отставать от них, должны готовить достойных специалистов, - рассказывает Сергей Николаевич. - За последние несколько лет на вооружении инженерных войск появилось много современной техники, которая значительно облегчает выполнение боевых задач - однако только в том случае, если военный инженер умеет с ней обращаться. Поэтому своих курсантов мы учим работе на образцах самой новой техники.

  • Например?

  • Сейчас курсанты осваивают комплекс бутилирования воды. Ведь что такое вода для солдата, который сутками вынужден сидеть в окопе на огневой позиции? Это для него - все. И еду приготовить, и глоток сделать, и просто лицо ополоснуть... Так вот, воду бойцам поставляют как раз инженерные войска. Правда, раньше ее приходилось добывать из почвы и очищать чуть ли не вручную. И хранили ее в негерметичных емкостях. Она могла испортиться, солдат - отравиться. А новый комплекс состоит из нескольких агрегатов, при помощи которых можно быстро пробурить землю, обеззаразить добытую воду и разлить ее по герметичным бутылям. И у бойца будет, что есть и пить.

Но это лишь одна из многочисленных задач военных инженеров. Наши войска участвуют в любых армейских действиях. Это - подготовка боевых позиций, укрытий и дорог к ним, ограждений, окопов, завалов, котлованов, которые преградят путь врагам.

  • Масштабные задачи! Как вы оцениваете роль инженеров в Российской армии?

  • Ее оцениваю не я, а боевые командиры. Они говорят, что не поведут в бой своих солдат, пока предстоящей им дорогой не пройдут инженеры-саперы. По-моему, этим все сказано.

  • К счастью, сегодня мы не так часто слышим о боевых действиях. А некоторые молодые люди вообще смутно представляют себе, что это такое... Абитуриенты, которые приходят к вам, делают этот шаг осознанно? Допускают, что в будущем им, возможно, придется применить свои знания на практике?

  • Как и в любое учебное заведение, к нам часто приходят люди случайные: те, кого уговорили прийти сюда родители, или те, например, кого привлекает исключительно бесплатное обучение. Другой вопрос, что отсеваются они еще на стадии зачисления. Абитуриенты, которые еще даже не сдали экзаменов, несколько недель живут в казармах. Хотя еще не в форме, но участвуют во всех воинских обрядах, приучаются к режиму. Те, кто понимает, что не готов, отказываются сдавать экзамены. А для тех ребят, которые сдают, предусмотрено еще одно испытание на прочность - курс молодого бойца. Бывает, что после него некоторые тоже сдаются, уходят на гражданку. Бывает, что пишут рапорт на отчисление после нескольких сессий - не справляются со специализированными дисциплинами. Так что, я думаю, остаются самые достойные.

  • И много таких достойных? Какой сейчас набор в ваш институт?

  • В связи с реформированием Вооруженных Сил России, которое предусматривает изменение штатной структуры в сторону сокращения, уменьшился и набор в институт. Однако желающих поступить не стало меньше, просто увеличился конкурс.

  • А с прошлого года вы еще набираете курсантов из ближнего и дальнего зарубежья.

  • Да, сейчас в институте проходят обучение около ста иностранных курсантов. В том числе из Мали, Мозамбика, Палестины, Туркменистана, Таджикистана, Монголии, Афганистана...

  • Как у ребят из Мали и Мозамбика с русским языком? Помнится, прошлой осенью они только-только приступили к его изучению.

  • Сейчас разговаривают вовсю! А в честь 8-го Марта даже Пушкина читали - наизусть! Интересно было послушать.

  • Ближнее зарубежье - это понятно, а вот в армиях дальнего зарубежья выпускники ТВИИВ будут востребованы?

  • Безусловно. Просто так их к нам бы не направили. Из разговора с некоторыми ребятами понимаю, что после окончания нашего института их на родине ждет не только теплый прием, но и неплохой карьерный рост. Такие специалисты нужны всем.

  • А у нашего института есть конкуренты?

  • В советские времена на территории Союза было три института инженерных войск - в Каменец-Подольске (теперь это Украина), Калининграде и Тюмени. И шутка среди военных была о том, что Каменец-Подольский институт - это житница, Калининградский - здравница, а Тюменский - кузница инженерных войск. По сей день так и остается. У нашего института очень хорошие традиции. Учиться к нам приезжают со всей страны. Есть курсанты из Владивостока, с Камчатки, из Читинской и Брянской областей. Это только те, которых сейчас припомнил. Существует, правда, институт инженерных войск в Кстово Нижегородской области, но он уже не ведет набор три года.

  • Какие прогнозы по поводу нашего института? Не случится ли и у нас подобное?

  • Признаться, даже думать об этом не хочу. Если когда-нибудь упразднится подготовка военных инженеров, то Российская армия просто не сможет существовать. Трудно себе представить, чтобы, например, танкист был одновременно и сапером.

  • Скажите, а чем, на ваш взгляд, отличаются курсанты военного института от студентов гражданского учебного заведения?

  • Когда только приходят к нам - практически ничем. Но уже к концу первого курса они выглядят значительно взрослее своих сверстников - не только за счет физического развития, но и в плане взглядов на жизнь. Ведь что такое «защищать Родину» для многих молодых парней? Понятие, скорее, абстрактное, книжное. А для курсанта ТВИИВ - вполне конкретная задача, которую он всегда готов выполнить.

Автор: Мария Самаркина