Медиакарта
13:12 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Низы не терпят, верхи не хотят

Низы не терпят, верхи не хотят
01:35 | 26 января 2012

В промзоне на юго-восточной окраине Тюмени расположен Антипинский нефтеперерабатывающий завод. Молодое, успешное предприятие. Две очереди, производящие несколько миллионов тонн нефтепродуктов в год: битум, гудрон, бензин, мазут, зимнее и летнее дизельное топливо... Очень полезно для региона, в котором добывается 72 процента всех российских запасов нефти и 91 процент - природного газа.

ХОРОШО-ТО ХОРОШО, ДА НИЧЕГО ХОРОШЕГО

  • Наша юрисконсульт как-то раз призналась мне в доверительной беседе, - рассказывает электромонтер Антипинского НПЗ Иван Статьев, - что она не понимает, почему начальство так ведет себя с нами. Мол, никто и никогда не воюет с профсоюзами, проще договориться...

Началось все с того, что на предприятии провели аттестацию рабочих мест и сообщили операторам технологических установок АТ-1 и АТ-2 ЦПН приятную новость: «Воздействие шума за двенадцатичасовую смену на два децибела ниже верхней планки недопустимости, все оборудование герметично, и концентрация вредных веществ в рабочих зонах не превышает установленных пределов».

Им бы радоваться, но рабочие загрустили: сняли доплату «за вредность» и компенсацию «за молоко»...

Исправлять ситуацию заводчане решили грамотно и с начальством говорить на языке административном - взялись составлять обращение на имя генерального директора Геннадия Лисовиченко. Ну, а на бумаге уже вспомнилась не только аттестация, итоги которой показались рабочим «надуманными» и «не во всем соответствующими действительности», но и зарплата, которую за четыре года проиндексировали один раз и всего на пять-десять процентов для разных подразделений.

А ведь уровень инфляции в стране - величина не постоянная, да и плата за «коммуналку» растет регулярно. По подсчетам рабочих, их уровень жизни упал за это время минимум на 35-40 процентов.

Обращение заканчивалось просьбой «открыто и честно рассказать о социально-экономической стратегии в отношении работников».

  • На бумаге получилось160 подписей, но их было значительно больше, - продолжает Иван Статьев. - Просто по заводу прошел слух - «за подпись под обращением будут наказывать», и многие попросили вычеркнуть их фамилии. Мы говорили начальству: «Давайте заново проведем аттестацию. Мы, электромонтеры, вам такие установки покажем, возле которых дольше пяти минут находиться нельзя - помереть можно!» Но договариваться с нами не стали, стали запугивать.

... Генеральный директор Антипинского НПЗ ознакомился с письмом и, чтобы разобраться, чем недовольны работники, создал комиссию.

  • Всех, кто не побоялся поставить подпись, приглашали для беседы. И меня тоже, - говорит Иван Алексеевич. - Когда я вошел в комнату, там были начальник моего структурного подразделения и начальник службы охраны, с ними - заместитель генерального директора по социальной работе и персоналу Людмила Епифанцева и еще одна женщина -юрисконсульт. Они спросили, что меня не устраивает. Я напомнил им, что действие коллективного договора закончилось еще 18 февраля 2011 года, а сейчас август месяц.

Епифанцева меня долго убеждала, что я говорю ерунду, а потом не выдержала: «Договор с вами никто продлевать не собирается. Кого это не устраивает, тот может увольняться». А юрисконсульт добавила, что мастер участка всегда может сделать так, чтобы я не справился с работой. Я возмутился, потребовал, чтоб она сказала мне свою фамилию, но она не ответила. Уже потом я узнал, что ее зовут Наталья Ташланова. Я сказал: «Если так пойдет дальше, ребята создадут профсоюз». И началась война.

ЭЛЕКТРОМОНТЕРЫ ИДУТ ДО КОНЦА

Людмила Епифанцева и Елена Полякова (на тот момент - инженер по промышленной безопасности и охране труда) посетили электроучасток, на котором работал монтер Статьев.

  • В беседе они пригрозили уволить недовольных рабочих. Тогда-то ребята и заговорили о профсоюзе всерьез, - рассказывает Иван Алексеевич, - а начальницы ответили: «Тем, кто вступит в профсоюз, запретят пользоваться служебным транспортом, закроют доступ в столовую и перестанут начислять премию». Рассчитывали, что мы испугаемся, а вышло наоборот.

... Еще несколько дней назад диалог заводчан с представителями администрации любой желающий мог увидеть воочию - на YouTube. Но сейчас снятый на телефон ролик уже удален с сайта «за нарушение условий предоставления услуг».

... Когда начальство покинуло электроучасток, монтеры посовещались и твердо решили ехать в областной совет профсоюзов. Сами они о создании общественных организаций знали мало и хотели посоветоваться со сведущими людьми. В итоге попали на прием к представителю регионального отделения Нефтегазстройпрофсоюза Николаю Тотову. Посидели, поговорили и пришли к выводу: Антипинский НПЗ созрел для того, чтобы организовать там первичный профсоюз. Пора.

Шестого апреля антипинская заводская ячейка вошла в состав Нефтегазстройпрофсоюза, а седьмого на прием к генеральному директору НПЗ пришли рабочие - Иван Статьев и Сергей Одинцов. Не с пустыми руками - принесли уведомление о создании профсоюзной организации на предприятии.

Разговор вышел дружеский. Геннадий Лисовиченко подчиненных вежливо выслушал, заверил, что все понимает. Даже воскликнул в сердцах: «Ну, что вы ее слушаете!», когда речь зашла об угрозах со стороны Людмилы Епифанцевой, его официального заместителя по социальной работе и персоналу. Кабинет электромонтеры покидали в полной уверенности, что военные действия окончены и наступил мир. Распрощались душевно, руки пожали. Вот только диктофонную запись разговора электромонтер Статьев с телефона так и не стер - на всякий случай.

... На завод прибыл из Москвы начальник службы безопасности холдинга и лично поговорил с рабочими, а когда уехал обратно в столицу, на Антипинском НПЗ началась перестановка кадров.

  • Людмилу Епифанцеву не уволили, просто перевели на «прибрежку» и она теперь с нами не работает, - рассказывает Иван Алексеевич. - На ее место посадили сразу трех заместителей генерального директора: по безопасности, по управлению персоналом и по общим вопросам. Только разницы нет, они так же выполняют данное сверху предписание: «Всех членов профсоюза подвести под увольнение». Почему я так уверенно об этом говорю? После перестановки кадров на прием к Лисовиченко пригласили еще одного члена профсоюза - Максима Околелова. Генеральный Максиму когда-то помог, и отношения между ними были хорошие. Так вот, Геннадий Алексеевич Околелову об этой помощи напомнил и добавил: «Ты мне нож в спину воткнул. Передай своим ребятам, что я их поувольняю».

НЕПРИЯТНОСТЬ ЗА НЕПРИЯТНОСТЬЮ

Пятеро рабочих, поставивших свои подписи под протоколом о создании профсоюза, не получили премию за март. Удивились, написали заявление на имя генерального директора, мол, почему так, если нами полные часы отработаны? Ответа не получили. Снова обратились к бумаге: «Если до 29 мая - в течение положенных по закону тридцати дней - нам не ответят, будем вынуждены обратиться в прокуратуру и в суд».

  • В итоге генерального вызвали в Москву, а нам вернули премию, - рассказывает Иван Алексеевич. - А потом среди ночи у нас на участке произошел инцидент - посадка напряжения в результате сбоя релейной защиты автоматики. Начальник участка срочно приезжает и. обвиняет меня в том, что мои действия во время происшествия были неадекватны! Но никаких особенных действий мы с напарником не предпринимали. Выполнили, что положено по инструкции: все зафиксировали и предотвратили дальнейшее развитие аварийной ситуации. Я учусь в ТюмГНГУ на кафедре электроэнергетики и говорил об этом случае со своим преподавателем, у которого опыт работы релейщиком - 20 лет. Он был удивлен, что нам с напарником вообще предъявили обвинение. Тем не менее, в ту ночь меня сняли со смены, потом объявили выговор. Правда, в итоге этот выговор приказом генерального директора был отменен. Они признали, что были не правы.

... На этом проблемы Ивана Статьева не закончились. На сегодняшний день он отстранен от работы, как не аттестованный.

  • В тот момент, когда я должен был сдавать экзамен, я находился на учебной пожарной тревоге. Мастер меня никем не заменил, не освободил от выполнения обязанностей. Наказали бы меня в любом случае: или экзамен пропускаю, или пост во время тревоги бросаю. В итоге пятеро начальников меня несколько часов ждали, чтоб я подпись поставил на приказе о том, что меня отстраняют от работы. Оставалось только обратиться к общественности. И мы, представители профсоюза, пошли 30-го декабря на митинг. Сработало - генеральный директор издал приказ о том, чтобы меня и второго работника, не прошедшего аттестацию, - моего заместителя в профсоюзной организации, - послали в учебный центр «Запсибэнерго». Мол, нас там обучат и сразу же переаттестуют. Кстати, эту аттестацию мы сдали, хотя и тоже не без приключений. Но это все про меня, а у нас на заводе многие могут порассказать. Сколько народу лишилось премии из-за того, что заместитель генерального директора по безопасности Драгомарецкий ходит по помещениям и фотографирует рабочих! Присел человек на стул отдохнуть, откинулся на спинку, а его раз - и щелкнули! Моргнул из-за вспышки, и поди докажи, что не спал. Женщина знакомая из химико-аналитической лаборатории рассказывала: «Стою я и вдруг замечаю, что к нам в окно какой-то мужик пялится, и фотоаппарат у него в руках. Я как заору!» Там в лаборатории одни женщины работают, так они потом занавесочки на окна повесили. Возвращаясь к тому сбою релейной защиты автоматики, я после этого случая обратился в Ростехнадзор, заводы, по правилам, должны о подобных инцидентах оповещать. Попросил узнать, есть ли в управлении сведения об этом случае, до сих пор не ответили. А ведь 26 июня 2011 года точно по такой же причине произошел взрыв на нефтеперерабатывающем заводе под Новосибирском! Мы пять лет проработали вместе и не хотим хоронить своих товарищей. Лучше скажем начальнику об опасной ситуации в глаза.

МНЕНИЯ СТОРОН

Стараясь увидеть ситуацию объемно, я поговорила и с другими участниками «антипинского противостояния». Председатель Тюменской областной организации Нефтегазстройпрофсоюза Николай Тотов на контакт пошел охотно:

  • Ситуация на заводе очень не простая, - комментирует он. -Я сам присутствовал при беседах руководства с членами профсоюза - им очень сложно найти общий язык. Мешает вспыльчивость, амбиции. Конечно, представители профсоюзной организации Антипинского НПЗ еще не обладают достаточным опытом работы. Их задача - сглаживать острые углы в диалоге между рабочими и руководством, а это у них не всегда получается. Иногда они проявляют слишком сильное рвение. Но в том, что на АНПЗ присутствует давление на работников и нагнетание обстановки, я убежден, о чем не раз заявлял администрации предприятия. И они, по большому счету, не скрывают, что намерены подвести членов профсоюза под увольнение. А ведь эта небольшая горстка людей - двенадцать человек - уже успела добиться немалых успехов. Например, они добились принятия коллективного договора и переизбрания совета трудового коллектива.

Мнение же администрации ЗАО «АНПЗ» высказала заместитель генерального директора по управлению персоналом Елена Полякова. С самим Геннадием Лисовиченко мне поговорить не удалось - его в момент написания материала в Тюмени не было.

  • Тем, какая обстановка сложилась сейчас на предприятии, мы полностью обязаны членам профсоюза, - настаивает Елена Вячеславовна. - Они стремятся нагнетать ситуацию. Но профактив - это всего двенадцать человек, а остальных заводчан представляет Совет трудового коллектива. И мнение большинства на стороне администрации. Мы недавно составили обращение к коллективу, в котором изложили позицию руководства: «Во-первых, заниматься общественной деятельностью членам профсоюза никто не запрещает, это только не должно отвлекать их от профессиональных обязанностей. Во-вторых, сложившаяся ситуация наносит ущерб имиджу предприятия». Профсоюзные активисты, видимо, забыли, что продолжают являться работниками НПЗ и получать достойную зарплату, ежемесячные премии и другие выплаты. В конце обращения, под призывом «Проявить твердую гражданскую позицию и осудить действия лидеров профсоюза» поставили свою подпись многие из 460 сотрудников завода, все они сделали это добровольно.

Самое интересное из сказанного Еленой Поляковой - что профсоюз наносит ущерб имиджу предприятия и что желание осудить лидеров профсоюза это и есть «твердая гражданская позиция».

Автор: Дарья Ровбут