Пускай пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать,
Быть Знайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!
Как это интересно много
знать,
И всем свои уменья показать.
Хочу всё знать,
Хочу всё знать!
Хочу Всезнайкою я стать!
Дошкольное детство – период активного освоения окружающего мира. Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»?
Ребёнок познаёт окружающий мир через исследовательскую деятельность, в которой он развивается как личность. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не готов и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребёнок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ему эффективно познавать доступные предметы и явления. Поэтому детское экспериментирование, как один из видов ориентировочно-исследовательской деятельности, некоторые исследователи называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В нашем детском саду создана развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Основные методы работы с детьми – экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций. Педагоги детского сада организуют исследовательскую деятельность и предметно-развивающую среду так, чтобы эксперимент отвечал следующим условиям: максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними; безотказность действия приборов и правил обращения с ними; показ только существенных сторон или явлений процесса; отчетливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребёнка в повторном эксперименте.
Таким образом, руководствуясь исследовательской деятельностью детей, мы стремимся к тому, чтобы ребёнок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.
Чтобы труды наших маленьких исследователей не проходили даром и не остались без внимания, воспитатели и воспитанники принимают активное участие в муниципальном и областном туре креатив – фестиваля «Надежда» старших дошкольников и младших школьников со своими исследовательскими проектами. В 2011-2012 учебном году участие в конкурсе приняли воспитанники старшей и подготовительной групп: в номинации «Вернисаж мастера Бума» – Полина Мальцева с конкурсной работой «Мои друзья пингвины» (руководитель Т.М. Переладова), Ева Брагина с работой «Садик моей мечты» и Кристина Дробунина с работой «Зайка – побегай-ка» (руководитель Н.Р. Гусева); в номинации «Я – исследователь» участвовали Алексей Изулин по направлению «Общекультурное» – «Моя профессия – моя гордость» и Тимир Мустафин по направлению «Духовно-нравственное» – «Моя история семьи» (руководитель Н.Ю. Шакирова). Общее руководство и оформление творческих проектов осуществляла старший воспитатель детского сада «Теремок» В.А. Белякова.
В декабре в детском саду состоялся отборочный тур фестиваля. В нём приняли участие дети подготовительной и старшей групп, родители, руководители детских проектов, гости. Проходила публичная защита лучших работ участников по направлениям: «Вернисаж мастера Бума», «Творчество. Исследование. Успех».
Директор детского сада «Теремок» Галина Георгиевна Десятова поприветствовала участников мероприятия и, пожелав успеха конкурсантам, объявила начало конкурса.
Дети в своих проектных и исследовательских работах интересно и с увлечением рассказывали о своих темах и исследуемых объектах. Ребятами были представлены рисунки, фотографии и поделочный материал, также были переданы традиции казахской семьи. Некоторые дети в своих проектах читали стихи, пели песни.
Жюри оценивало детские проекты по критериям, в которых указывалось: как нужно видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения.
Яркие и незабываемые защиты работ детей, атмосфера интеллектуального соревнования, волнения родителей и руководителей – вот особенности этого конкурса. Ребята не только раскрыли свои таланты, но и ощутили радость от того, что поделились своими знаниями с друзьями.
Детям были вручены грамоты и подарки. Победители прошли в муниципальный тур.
Желаем всем нашим маленьким исследователям удачи в муниципальном и региональном этапе креатив – фестиваля «Надежда» старших дошкольников и младших школьников и, конечно же, побед! Успехов вам, маленькие исследователи!