Медиакарта
15:18 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

До экспорта предпринимателю нужно «дорасти»

Полгода назад в Тюменской области открылся центр экспорта

Не так давно в регионе начал работать центр поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Учреждение, которое возглавляет Андрей Ермаков, осуществляет деятельность на базе областного бизнес-инкубатора при поддержке департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.

– Как возникла идея создать центр экспорта?

– Это инициатива Министерства экономического развития РФ. Главная цель – развитие экспорта в сегменте малого и среднего бизнеса. Одна из задач центра – привести продукцию в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта.

– Какую продукцию может экспортировать Тюменский регион?

– Предприятия области готовы экспортировать лес, продукцию деревообработки и деревопереработки, сельского хозяйства, пищевой промышленности. Европа нуждается в экологически чистых продуктах питания. Есть большие перспективы в инновационном сегменте и туризме.

Все зависит от того, куда экспортировать. Если говорим о странах, которые нам территориально близки (Казахстан, Узбекистан), то проблем не возникает. Та же Боровская птицефабрика экспортирует туда яйца. У Китая есть потребность в сырье. Можно экспортировать туда все, вплоть до кости мамонта. Что касается Европы или США, то туда пробиться сложно. Однако в Тюмени есть компании, которые экспортируют в Штаты технологии по очистке воды и нефти. К сожалению, это единичные случаи.

Сложности возникают в основном в вопросах логистики. Экспорт тянет за собой целую цепочку инфраструктурных изменений. Территория огромная, страна большая – перевозки выходят очень дорогими. Необходимы совместные предприятия, встроенные в международные торговые цепочки. Кроме того, нужно создавать торговые транспортно-логистические пути.

– Как выстроить хорошо налаженную систему?

– Структура экономики должна быть другой. Сегодня много говорят об инновации и модернизации. Все передовые страны уделяют большое внимание этим вопросам: в Японии создана своя система качества, в Израиле – самая инновационная экономика. Посмотрите: Израиль – маленькая страна, там нет такого сырья, как нефть и газ, промышленность тоже почти не развита. Но между тем вся его экономика – экспортируемая. В Израиле экспортируют технологии, инновации.

У нас на сегодняшний день в малом и среднем бизнесе 80 процентов занимает торговля. Закупать обувь и одежду в Китае по одной цене и продавать в Тюмени в два раза дороже – это просто транзит. Реально работает на экспорт крупный бизнес, поскольку у него все налажено.

– Много ли в регионе таких предприятий?

– В основном, как я уже сказал, это крупный бизнес. А он, в силу регламента Минэкономразвития, – не «наш клиент». Антипинский НПЗ, птицефабрика «Боровская», «Газтрубосервис», завод сварочных электродов «СИБЭС», «Фармстандарт», Ишимский механический завод, Тюменский госуниверситет, Тюменский фанерный завод – экспортируем фанеру, лес, яйца, нефтегазосервисные разработки, механические детали, лекарственные препараты.

В целом, экспорт есть. Но он незначительный и имеет локальный, часто эпизодический, характер. Совместные предприятия – тоже часть экспортной цепочки.

– Зачем вообще области экспорт? Может, и на внутреннем рынке хорошо?

– Экспорт – это своеобразная культурная, политическая, экономическая интеграция, которая приводит к плотному взаимообмену между странами и народами.

Россия, как известно, вошла в ВТО. Некоторые опасаются, что наши товары окажутся неконкурентоспособными. Нужно понимать: до экспорта предпринимателю нужно дорасти. Есть такое понятие, как предпринимательские устремления. Сначала бизнесмену желательно создать некий продукт. Естественно, лучше, чтобы он был с оттенком новизны. Затем бизнес должен вырасти. И третье: выход на рынок – местный, межрегиональный, а затем, в идеале, российский и зарубежный.

К сожалению, немногие способны забраться даже на первую ступень, поскольку нет новизны, а значит, и весомого роста.

Если предприниматель не развивается, он и не узнает ничего нового. Чтобы выйти на другую страну, нужны производственные, маркетинговые планы. В конце концов, самое элементарное – выучить иностранный язык и уметь делать на нем презентации.

– На ваш взгляд, почему бизнесмены предпочитают не создавать, а перепродавать?

– Эксперты утверждают, что основное конкурентное преимущество любого государства заключается в сильной промышленности.

Все по большому счету зависит от культуры. Культуры общества, человека. Пока нас приучили только потреблять.

– Куда обращаться бизнесмену, который хочет, чтобы его товар шел на экспорт?

– Нужно понять, что ты производишь и куда хочешь продать товар. Тут нет ничего сложного. По сути – это та же торговля, но по определенным правилам. Вся необходимая информация – в свободном доступе. Можно обратиться к консультантам таможенной, налоговой служб.

Нет особых законодательных проблем. Нужно просто съездить в другую страну, посмотреть, чем она живет и дышит, понять, какой продукт ты можешь сделать и как он там пригодится. Проанализировать, кто уже выступает на рынке с подобным продуктом или услугой, подумать, как выгодно отличаться, разработать маркетинговую стратегию.

Есть вариант открыть совместное предприятие. Существуют международные стандарты по упаковке, которые надо учитывать, но это все детали. Развитые страны точно так же ищут идеи и готовы взаимодействовать.

– Каковы перспективы и планы на будущее центра?

– В конце 2011 года состоялась поездка делегации в Казахстан, куда вошли 35 человек. Это представители Тюменского фанерного комбината, Ишимского механического завода, ООО «Тюменьстальмост», Ишимского завода ЖБИ, ОАО «Лесопромышленное предприятие «Туртас», ООО «КиберСтеп», научно-исследовательского института экологии и рационального использования природных ресурсов. Считаю, съездили результативно, заключены прямые контракты.

У предпринимателей из Германии, США тоже есть интерес к Тюмени. Поэтому будем работать. На мой взгляд, деловые поездки интересны и важны прежде всего для личностного роста бизнесмена. Поэтому выездные миссии, надеюсь, станут привычными для тюменских предпринимателей.

Автор статьи: Евгения СУВОРОВА

рубрика: Личность


досье

Андрей Александрович ЕРМАКОВ

-Родился в 1980 году в Свердловской области.

- В 2002 году окончил факультет журналистики Уральского государственного университета имени Горького.

- Получил дополнительное образование в области управления проектами и коммуникаций. Уже со второго курса университета участвовал в ряде проектов, затем пришел в деловой экономический журнал «Эксперт-Урал»: работал менеджером по рекламе, шеф-редактором приложений, руководителем специальных проектов, генеральным директором журнала «Наши деньги».

- Продолжил работу в области интернет-технологий (реализовал проекты Kyku.tv, Videopara.ru).

- С августа 2011 года – руководитель экспортного центра Тюменской области.