В апреле этого года исполнится двадцать шесть лет с той поры, когда на Чернобыльской АЭС прогремел атомный взрыв, унёсший жизни многих сотен людей. Четверть века прошло, а память о самой страшной ядерной катастрофе не стирается в сердцах ликвидаторов последствий на атомной электростанции.
26 января в Администрации района троим из ликвидаторов – В.Г. Бетехтину, Н.А. Втюрину и А.А. Быкову – были вручены правительственные награды. В выписке из Указа Президента Российской Федерации Д.А. Медведева №522 от 24 апреля 2011 года говорится: «За мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, наградить медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени». К сожалению, Анатолий Александрович Быков не дожил до этого дня, а награду получила вдова чернобыльца Галина Кузьмовна.
Думали ли ликвидаторы последствий аварии в апреле 1986 года о наградах? Нет, они просто выполняли свою работу по локализации ядерного взрыва реактора, очищали территорию от смертоносных атомных выбросов, участвовали в захоронении разрушенного реактора и предотвращали более серьёзные последствия катастрофы.
Виталий Георгиевич Бетехтин вспоминает те дни:
– Помню, по телевизору вечером выступил М.С. Горбачёв, а ночью военком района сам лично приезжал, призвал явиться в военкомат. Приказ не обсуждался, мы все военнообязанные. А в Тюмени, в ТВВИКУ, где мы ждали эшелон из Барнаула, нам даже каски выдали, никто в первые дни даже представить не мог, с кем нам придётся воевать.
Враг оказался невидимым, а от этого ещё более коварным. Только с вечера собьют радиоактивный слой с многоэтажек, утром ядерная пыль снова накрывает крыши. Город рядом со станцией был очень красивым, но в ту весну деревья, которые едва расцвели, сбросили листья, выгорели от радиации, стали рыжими. Как и ликвидаторы катастрофы, они приняли на себя наибольшую дозу облучения. По ночам они светились от радиации.
Первые чернобыльцы, а среди них А.А. Быков и В.Г. Бетехтин, пробыли в зоне катастрофы несколько недель. Виталий Георгиевич даже уступил свою очередь ехать домой молодому солдату, хотя у самого доза облучения зашкаливала за двадцать рентгенов. Николай Александрович Втюрин служил в Чернобыле уже через год, в 1987 году, но тоже успел «засветиться» – до десяти рентгенов.
Анатолия Александровича Быкова не стало два года назад – было ему только шестьдесят.
Фото Павла Ложкина
На снимке: Н.А. Втюрин принимает поздравления