Чтобы стотонный полуприцеп шириной 4,5 метра, произведенный в Тюмени, смог попасть к заказчику в Мурманск, его окончательную сборку приходится производить на месте – слишком широкий.
Такой трал для перевозки техники сконструировали в цехе компании «Сибирь Трейлер». Ярко-красного цвета, четырехосный, с огромными колесами, он стоит в ряду других прицепов, на платформе сложены уширители его задней части. Вместе с тралом на Север поедет пара сварщиков, которые доведут ширину платформы до нужной.
Компания «Сибирь Трейлер» больше десяти лет производит в Тюмени прицепную технику, самосвалы, самосвальные надстройки. Ее директор Эдуард Нетт начинал когда-то в Челябинске. В 2001 году при поддержке правительства Тюменской области стало возможным организовать машиностроительное предприятие здесь, на базе завода «Тюменгазстроймаш».
- Все лишнее мы из цеха убрали, – рассказывает первый заместитель генерального директора Сергей Лалетин. – Закупили новое оборудование. К сегодняшнему дню справляемся с производством сами.
Дух советских времен еще сохраняется в фойе заводского корпуса: двойные застекленные двери, ведущие то ли в столовую, то ли в актовый зал; на дверях – нарисованный разноцветными красками рабочий, держащий в руках молот; по обе стороны – длинные, узкие коридоры. Когда-то они наверняка были заполнены жизнью, но сейчас здесь никого нет, большинство дверей наглухо закрыты.
Другое дело – цех. На подходе к нему слышим шум агрегатов и человеческих голосов. Пахнет металлом.
– Что это, у нас новая крановщица появилась?! – восклицает Светлана Плугатырева, когда фотограф Вика забирается наверх, чтобы сделать кадр.– Надо познакомиться!
Светлана два года работает на кране и из кабины может наблюдать все этапы производства прицепов.
- Когда видишь готовое изделие, – говорит она, – испытываешь гордость за родной завод, который смог произвести такие красивые машины!
Маляр Елена Суворова работает здесь уже четыре года, а недавно привела и мужа Андрея. В малярном цехе они грунтуют и красят детали, до того обработанные в дробеструйной камере, где черный неприглядный металл приобретает благородный стальной блеск.
Всего на изготовление одного прицепа уходит в среднем два месяца. Пару недель занимают работы с металлом: резка, сгибание, сверление отверстий. Параллельно начинается сборка… Как правило, завод работает на заказ – покупатель определяет задачи, которые он хотел бы решить с помощью прицепа, а конструкторы предприятия ищут их решение. Например, для стотонного трала важны прочностные характеристики металла, количество осей, их несущая способность.
25-летний Юрий Тренин занимается сборкой импортных подвесок. Год назад он пришел на предприятие разнорабочим, за это время поднаторел, стал слесарем. По образованию Юрий – тракторист-машинист, поэтому устроиться на машиностроительное предприятие было для него логичным шагом. Живет он в Свердловской области, а в Тюмень приезжает на вахты по 15 дней.
Сергей Лалетин говорит, что часто на завод приходят бывшие крестьяне из развалившихся колхозов. Два-три месяца учатся у мастеров, и если обнаруживают в себе требуемые способности, то успешно вливаются в коллектив. В то же время велико число претендентов, которые говорят, что все умеют, но на деле выясняется, что сварщик, скажем, всю жизнь варил трубы, а сделать вертикальный или потолочный шов высокого качества не может. Кроме того, важное условие для работников – умение читать чертежи, техническую документацию. Потому что от точности исполнения конструкторских задумок зависит срок эксплуатации машины, ее соответствие требованиям покупателя.
Заказчики компании – в основном, предприятия Дальнего Востока и Восточной Сибири. Тюменские прицепы пользуются популярностью у лесозаготовителей. И хотя поставки, в основном, носят сезонный характер, заместитель генерального директора говорит, что завод старается распределить нагрузку на весь год: покупатели у такой продукции всегда найдутся.