Медиакарта
18:52 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кого и почему напугали квитанции

23:12 | 06 февраля 2012

Платежки за январь наделали немало шума. Этих итоговых цифр многие ждали, как врачебного диагноза. И, дождавшись, запаниковали. Проанализировать с лету семь десятков цифр (14 строк и пять колонок) может не каждый. Большинство, пробежав глазами столбики, смотрит на главное - «Сумма к оплате». И если она больше, чем в прошлом месяце… Эмоции перехлестывают, законы логики, арифметики и экономики вместе взятые летят в тартарары. Небольшой листок бумаги с колонками цифр превращается из обычного платежного документа в бомбу непредсказуемого радиуса действия, сметающую все на своем пути. Вопрос «Стоило ли так волноваться?» возникает у горячих голов много позже. А ведь стоило всего лишь сесть, успокоиться (можно даже выпить валерьянки) и разобраться. Стоит выучить, как «Отче наш», что самым главным и показательным во всей платежке является не итоговый, последний столбик, а второй. Там, где черным по белому написано короткое слово «Тариф». Это тот самый термин, о котором последнее время так много говорят, но в котором мало кто разбирается. И чаще всего словосочетания «рост тарифов» и «рост оплаты» путают между собой. Но они, как сводные братья, хотя и связаны между собой кровными энергетическими узами, но не напрямую. Могут развиваться (в том числе уменьшаться или увеличиваться) как вместе, так и независимо друг от друга. Что же произошло в январе? Во всем виновата невнимательность. Если этот снежный ком из цифр разбить на маленькие снежки, все встанет на свои места. И то, что казалось лавиной, обрушившейся на вашу голову, окажется всего лишь «осадками в пределах климатической нормы». Если детально разбирать ситуацию с увеличением в январе платы за жилищно-коммунальные услуги, то получится, что изменения произошли (и то не у всех, и в разной степени) по двум показателям: центральное отопление и электроэнергия мест общего пользования. И в первом, и во втором случаях причина - одна. Она объективна, и с ней не поспоришь. Это… зима. С понижением температуры воздуха увеличивается расход теплоносителя. Горожане, наверно, об этом забыли. Они печки не топят. Не оценивают эквивалент морозов в количестве израсходованных дров. Батареи центрального отопления греют без всяких усилий с нашей стороны. Кажется, сами по себе. И всем отдают свое тепло одинаково. К этой усредненности (или расчетам по нормативу) мы привыкли. А вот к расчетам по фактическому потреблению привыкнуть не успели. Общедомовые приборы учета установили в городских многоэтажках только в прошлом году. И платить за отопление по новым правилам приходится впервые. Потребителям долго объясняли, что приборы учета ставить необходимо. Ради экономии энергоресурсов. Ради снижения оплаты. Эти утверждения запомнились. Но как-то выпало из внимания другое. Оплата по фактическому потреблению означает, что иногда придется платить и больше. Если в морозы больше подано теплоносителя, если больше израсходовано гигакалорий. Именно эти повышенные показания зафиксировали в январе тепловые счетчики. Отсюда и цифры в платежках (при том же тарифе) поползли вверх. В какой-то степени в этой ситуации больше повезло тем, у кого до сих пор не установлены общедомовые приборы учета тепла (теперь, посмотрев в январскую платежку, вы можете точно узнать – есть такой прибор или нет). Им оплату выставили по старинке, по нормативу – 677,77 рубля за одну гигакалорию. Но эта эйфория – временная. По федеральному закону N 261 «Об энергосбережении» весь жилой фонд должен быть оборудован приборами учета к 1 июля 2012 года. Так что для кого-то ситуация с нежданным скачком сумм может повториться следующей зимой. Но даже в домах, не оборудованных пока упомянутыми выше приборами, в январе почувствовали, что сибирская зима – дело затратное. По сравнению с декабрем плата за центральное отопление у них не повысилась. Зато у некоторых (например, в домах УК «Север») почти в полтора раза выросла стоимость услуги «электроэнергия мест общего пользования и электрооборудования». Жителям объяснили, что насосное оборудование домов работало в морозы с повышенной нагрузкой. Но был еще и третий фактор увеличения сумм в платежках. Декабрьские показания в некоторых управляющих компаниях сняли раньше времени. И жителям к оплате предъявили не полный месяц, а лишь 17-19 дней. Перед Новым годом никто не обратил на это внимания. Порадовались только, что платить – меньше. Но неоплаченный «хвост» остался и перешел на январь. И тут, вкупе с показаниями счетчиков, пришелся совсем некстати. Отсроченный платеж оказался ничуть не лучше своевременного. Все непонятные цифры в платежках можно проверить. Либо, как раньше, по телефону (начинать надо всегда со своей управляющей компании или ТСЖ). Либо с использованием современных компьютерных технологий. В Тюменском расчетно-информационном центре еще в 2008 году открыли на сайте ТРИЦ такую услугу, как «Личный кабинет» плательщика. Не выходя из дома или офиса, можно проверить все свои коммунальные начисления, посмотреть расшифровку стоимости жилищно-коммунальных услуг, внести показания поквартирных счетчиков, распечатать квитанцию и даже ее оплатить. Конечно, вряд ли в многоходовках интернета разберутся пенсионеры, но ведь у них есть дети, внуки… По крайней мере, число зарегистрированных пользователей на сайте ТРИЦ за два предыдущих года увеличилось на 20 тысяч человек (сейчас их около 35 тысяч). И, возможно, их станет еще больше, когда электронные госуслуги станут такой же нормой жизни, как привычные многим терминалы. Тогда за формированием всех своих платежей можно будет следить самостоятельно. Считать, пересчитывать, перепроверять. И прозрачность одной из самых непрозрачных пока жилищно-коммунальных услуг перестанет кого-либо удивлять.

Автор: Инна Горбунова