– Рабочие, которых я в свое время не оставила на заводе, до сих пор обижаются на меня, – говорит Нина Косинцева, главный технолог компании «Лидер».
В 2001-м году на долю Нины Петровны выпало отобрать для работы на новом предприятии наиболее квалифицированных людей с прекратившего существование завода автотракторного электрооборудования.
– Ежедневно я встречалась с сотрудниками, разговаривала с каждым. Старалась выбрать универсалов…
Сейчас компания «Лидер»,созданная на материально-технической базе завода АТЭ, – главный российский производитель предпусковых электроподогревателей двигателя для легковых и грузовых машин.
– Конечно, это не главный автомобильный компонент, и без него, в принципе, можно ездить, – рассказывает генеральный директор компании Денис Хренов. – Но, согласитесь, если за окном температура ниже минус 25, то у вас явно будут проблемы с запуском двигателя! И, так или иначе, ситуация потребует решения!
… Немного технических подробностей. Основной элемент устройства – электрический тэн. Заключенный в алюминиевый корпус, он встраивается в систему охлаждения автомобиля, подключается к сети 220 В и разогревает охлаждающую жидкость двигателя. Жидкость циркулирует, и, таким образом, обеспечивается прогрев мотора.
Генеральный директор называет плюсы своей продукции: гарантированный запуск двигателя в любой мороз, экономия топлива, доступная цена. Ограничение, связанное с необходимостью подключения к сети, сейчас снимается тем, что на многих стоянках устанавливают розетки. Еще проще автовладельцам, живущим в частном секторе.
- А на Севере, – говорит Денис Сергеевич, – почти из каждого окна пятиэтажек тянутся к стоящим во дворах машинам электрические провода, потому что большинство автомобилей оборудовано нашими подогревателями. Для многих название тюменского подогревателя «Северс-М» практически стало именем нарицательным…
Первое устройство сконструировали еще на заводе АТЭ. Но нынешние модели, говорят в компании, лишь отдаленно напоминают своих предшественников: повысилось качество комплектующих деталей, увеличился ресурс работы. Хотя производят их те же самые люди, что и двадцать лет назад.
Тагир Файзуллин изготовливает алюминиевые корпуса. В черном платке-косынке, с открытой грудью, он напоминает… пирата, отливающего золотые монеты. И буквально излучает энергию, не хуже, чем тигели на его рабочем месте, расплавляющие металл.
На завод АТЭ Тагир пришел в 1988 году. Но, несмотря на такой солидный срок пребывания на одном предприятии (пусть второе и выросло из первого), каждый день узнает на работе что-то новое.
– По мне, работа такой и должна быть, тогда она приносит человеку пользу, - говорит литейщик Файзуллин.
После литья с деталей удаляют излишки материала. Обрубщики сидят тут же, в двух шагах.
– Все этапы производства максимально приближены друг другу, – рассказывает Нина Косинцева. – Много было сделано перестановок, пока мы не нашли оптимальный вариант. Мне было поручено организовать рабочее пространство от начала до конца. Сказали: раз ты технарь – справишься. (Нина Петровна окончила Шадринский автомеханический техникум. На тюменский завод пришла в 1984 году).
… Елена Сидорова нарезает в корпусах резьбу. Работает быстро, будто боится опоздать. Устаете ли на такой работе? – спрашиваю у нее.
– Когда ты молодой, успеваешь за счет энергичности. Потом приходит опыт, узнаешь процесс от и до, начинаешь работать эффективнее, – объясняет сверловщица.
Молодого сотрудника встречаем среди наладчиков. Это 23-летний Сергей Семаков, который окончил профессиональное училище N 6, а сейчас учится на инженера. На завод его позвал отец.
Там же, в инструментальном цехе, где производится ремонт станков, встречаем Николая Портнягина. Коллеги называют его лучшим слесарем-инструментальщиком в городе, здесь он с 1979 года. Говорит: чтобы молодежь пошла на заводы, нужно ей хорошо платить.
– Раньше нам казалось, что появятся компьютеры и станет легче работать, – рассуждает Нина Косинцева. – Но сейчас я понимаю: если в голове нет знаний и умений, никакой компьютер не поможет. У молодых должно быть стремление научиться, стать грамотными.
… Завершается производственная цепочка в сборочном цехе. Здесь женщины монтируют в корпуса тэны, приваривают контакты и провода.
Вера Мальцева вспоминает, что на АТЭ у них был конвейер. Каждому человек на одну операцию отводилось ровно одиннадцать секунд. Если кто-то не успевал, то вставала вся сборочная линия.
– Сейчас стало удобнее, чище, красивее, – говорит Вера Георгиевна. – Мы рады, что есть работа, заказы. И каждый год надеемся, что зима будет холодной, – со смехом добавляет она.
В ассортименте компании – 90 монтажных комплектов для разных марок автомобилей отечественного и импортного производства. Часто владельцы машин записываются на установку сами. И, если монтажный комплект для данной марки не разработан, то нужные детали подбирают прямо во время установки (на что уходит обычно не больше четырех часов).
Подбором и изготовлением нетиповых деталей занимается наладчик Юрий Макаров. У него в руках металлическая заготовка с множеством отверстий и продольными канавками. Поместив на заготовку элемент крепления подогревателя, он опускает гидравлический пресс, и деталь гнется под нужным углом.
Юрий Степанович – самый давний сотрудник предприятия: на АТЭ он пришел в 1967 году. Чем бы сейчас занимался, если б не остался в компании?
– Даже не знаю, – говорит он. – Пошел бы куда-нибудь в охрану…
Генеральный директор Денис Хренов о своих людях отзывается так:
- Да, есть ветераны труда, работающие еще с прежних, советских времен. Они представляют собой особую ценность для компании. Такие специалисты – это сосредоточение важного опыта, олицетворение стабильности, надежности и наследия, это опора всего завода. И в то же время предприятие понимает необходимость омоложения коллектива, поэтому всегда открыто для молодых.