Медиакарта
16:24 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жизнь по своему лекалу

Господдержка помогла тоболячкам заняться бизнесом

Поговорим об искусстве? Не об искусстве складывать слова в рифмы или, отсекая лишнее, ваять скульптуры, а об искусстве творить шедевры из самых обычных вещей.

Когда мех, переплетённый кружевом и атласом, становится поэмой, когда старая дублёнка вдруг обретает вторую, а то и третью жизнь, когда потёртая кожаная куртка становится вещью «от кутюр».

– Кто хотя бы раз поработал с мехом и кожей, не захочет возвращаться к ткани, – Елена Бутерус и Елена Симонова, владелицы студии «Зима и лето» (что в девятом микрорайоне, в строении 24 «б») разворачивают перед нами всё меховое богатство, отданное в их терпеливые руки. Аристократически голубая норка, рыжая лиса, густошёрстый песец терпеливо ждут своего часа. Работа с мехом – кропотливая, долгая, но каждая вещь выходит одной-единственной в своём роде. За эксклюзив и деньги другие платить приходится, конечно, но оно того стоит.

Работа с мехом – всё равно что гимнастика для ума. Ткань можно обрезать, подровнять, ушить, если вдруг посадка не та. А попробуй меховую шубку обрежь неправильно, да и припусков на мех не предусмотрено. Но две Елены – коллектив пусть небольшой, да слаженный. Уже, почитай, лет двадцать сходятся-расходятся их дороги на Великом Меховом пути.

Вместе в ателье, наряжающих тоболячек в норку-соболя, работали. Было время, на пару и в «Ситцевом крае» трудились: Елена Бутерус – технологом-конструктором, а Елена Симонова – мастером швейного цеха. Одна сочиняла наряды, другая их шила – пробовала в деле.

А почему бы самостоятельно в паре не поработать? Тем более что обе не простыми нитками шиты: у каждой и образование высшее – по специальности, и опыта – любой позавидует. И одна за другой отправились они за субсидиями на открытие своего дела. Благо, областная программа «Самозанятость» одобряет разумные планы граждан, желающих работать сами на себя. И инициатива способных поставить на ноги своё предприятие, пусть даже самое небольшое, правительством области поддерживается деньгами.

Пусть денег этих сразу на всё и не хватит, но умеючи можно и горы свернуть. Стала участницей программы «Самозанятость» Елена Бутерус в 2010 году: купила на субсидию швейных машин, пошивом пока на дому занялась. В ноябре 2011 года догнала её вторая Елена, объединили усилия мастерицы – и вот у них уже своя студия «Зима и лето».

Как настоящие художницы, предпринимательницы открыли студию – не ателье, не салон – и расположились под самой крышей. Обустроили со всем старанием – здесь и шагающая машина, и прямострочная, и скорняжная. Для удобства не только своего, но и соседей, оборудовали одну из машин (но это только пока одну) электронным двигателем. Работа её – бесшум-на, как шаги крадущегося соболя. Теперь Елены могут шить хоть всю ночь, не терзая сонный слух соседей.

Демонстрируют новёхонький пневмопистолет – без него в меховом деле тоже никак: шкурки расправляют на столе в лучших скорняжных традициях. И никаких гвоздей, в прямом смысле.

В планах мастериц закупка нового оборудования и переезд в собственное помещение. Жалеют – почти упустили сезон, но сколько их ещё впереди! Будут и новые клиенты (впрочем, на их отсутствие студия как раз и не жалуется – постоянная клиентура знает, где искать умелиц, и без колебаний несёт старые шубы-дублёнки на волшебную процедуру обновления), и новые заказы, и вдохновение.

Без вдохновения здесь нельзя, глядите сами. Старая норковая шуба, рассыпающаяся по швам, станет полупальто, отделанным кружевом в тон и изысканными бусинами. Остатки кожаной куртки – клатчем. А вот куртка, когда-то собранная Еленами из полушубка, вновь вернулась к ним – спустя несколько лет хозяйке захотелось обновы. Да не такой, как у всех – из магазина, а рукодельной, эксклюзивной. Добавить меха, и куртка превращается в… полупальто. Качественная модель может испытать на своём веку до трёх-четырёх превращений. А вот обыкновенная меховая подкладка превратилась в роскошный жилет, вручную расшитый бусинами.

Но погостили, пора и честь знать: у наших Елен работы много, некогда им разговоры разговаривать. Закончится зимний сезон, летом свои сарафаны-платья пойдут, а может, какая клиентка вспомнит, что сани готовят летом, – принесёт меха свои не в самый «шубный» сезон. Вот тогда уж мастерицы расстараются, будет у щеголихи такая обнова, какой ещё никто не нашивал.

Марина Милова Юрий Попов (фото)