Самой старейшей жительнице Слободчиковского сельского поселения Марии Павловне Ширшовой – ветерану труда, труженице тыла в воскресенье, 12 февраля, исполнится 93 года.
Родилась моя героиня в далёком 1919-ом году в селе Слободчики в семье Василисы Фёдоровны и Павла Ивановича Плесовских. Мария была последним, пятым, ребёнком, кроме неё, ещё в семье было два сына и две дочери. Павел Иванович, вернувшийся с Первой мировой войны израненным и больным, вскоре после рождения дочери Марии умер, поэтому своего отца она не помнит. Василиса Фёдоровна осталась с малыми детьми одна.
Очень трудно приходилось одинокой женщине растить и воспитывать пятерых детей. Чтобы прокормить семью, нанималась работать к зажиточным односельчанам. Выполняла самую трудную работу: летом косила сено, вязала снопы, зимой молотила зерно. За свой труд она получала где горсть пшена, где несколько картофелин, где булку хлеба. Прибегала домой, варила похлёбку, разламывала буханку хлеба на пять равных частей и отдавала детям, сама опять бежала на заработки. Бывало, если не находилась работа, мать брала ребятишек, что постарше, и шла в деревни, где жили побогаче, собирать милостыню. Уберечь всех детей ей так и не удалось: вскоре после смерти мужа умер младший из сыновей. Будучи в отчаянье, собиралась отдать маленькую Машу на воспитание в деревню в зажиточную семью, но старшие дети и свекровь её отговорили. Когда стали образовываться колхозы, Василиса Фёдоровна со старшей дочерью Авдотьей и сыном Петром, не задумываясь, вступили.
В неполные двенадцать лет и Мария начала свою трудовую биографию. Так как она была ещё маленькой, ей давали работу полегче: она полола вручную хлеб на полях, летом гребла сено, молотила зерно. Учиться Марусе так и не довелось, для неё университетом была сама жизнь. А она понемногу налаживалась: в доме появился хлеб, на личном подворье держали корову, кур. В 1936-ом году старшего брата Петра забрали в Красную Армию, сестра Авдотья вышла замуж за батуринского парня. В доме остались мать Василиса Федоровна, сестра Вера и Маруся.
Но горе вновь пришло в их семью. Вскоре Василиса Фёдоровна сильно заболела и скончалась. Осиротел дом, остались девчонки-подростки одни. Беда одна не ходит, в это же лето пропала корова – единственная кормилица в доме. Марусе было в ту пору 15 лет, Вера была чуток постарше.
Девчонки работали свинарками в колхозе, бригадир замечал, какие они старательные, трудолюбивые, знал он и то, что они недоедают. На общем собрании колхозников было решено помочь сиротам и выделить им телушку. Сколько было радости, когда через определённое время телушка дала приплод, и в доме опять появилось молоко.
Однажды на вечёрках старшая сестра Вера встретила парня Федю Сафрыгина, они понравились друг другу и вскоре поженились. Чтобы не оставлять Марию одну, молодые решили взять её к себе жить, так несколько лет прожила девушка в семье своей сестры. Продолжала работать в колхозе, помогала сестре растить детей.
Наступил 1941 год. С уходом мужчин на фронт вся непосильная работа легла на хрупкие плечи женщин, немощных стариков, подростков. На территории Слободчиковского сельсовета было два колхоза – имени «Карла Маркса» и «Куйбышева». Мария с раннего утра уходила на работу, а возвращалась только к полуночи, чтобы передохнуть часок. Как вспоминает Мария Павловна, при Сорочкинском МТС были организованы курсы для женщин, где их учили, как нужно работать на комбайне и тракторе. Всю войну пахала, сеяла, работала комбайнёром, косила сено, молотила хлеб, не раз была на лесозаготовках. Моя героиня вспоминает, как на коровах вози-ли обозы, гружённые мешками с зерном, на станцию в Голышманово.
– Выезжали из Слободчиков рано утром, весь день дотемна в пути, переночуем в Русаково или Королёво, поедим, у кого что есть, и опять в дорогу. По нескольку дней были в пути. А однажды везла на корове обоз с зерном, – предаётся воспоминаниям Мария Павловна, – из Бобровки в Слободчики. Грязь была непролазная, дорога в ухабах. Возьми упади моя корова в яму, одна голова торчит из грязи. Что делать? Поднять не могу, силы нет, и она, родимая, сама не может подняться, ох и наплакалась я тогда. Пожалела меня моя бурёнка, встала, кое-как добрались мы с ней до дома.
От грустных воспоминаний слёзы навернулись у моей собеседницы, сорвался голос. Чтобы перевести разговор на более приятную тему, спросила:
– А как же танцы, любовь, ведь вы были такие молодые?
– По клубам я не ходила, – говорит Мария Павловна, – одеть было нечего. Зимой – одни валенки, все в заплатах, в них на работу стыдно было ходить, а за лето не одна рубашонка от пота и солнца превращалась в рваньё, какие уж тут танцы. Собирались вечерами у какой-нибудь из подружек, пели песни, плясали под балалайку, шутили. Своего суженного Василия Ширшова встретила Мария в 1948 году, когда тот вернулся из армии. Они были знакомы мимолётом ещё до войны, но не общались.
– На первой неделе встретились, – рассказывает Мария Павловна, – а на пятой уже сошлись, не было долгих ухаживаний.
Супруги прожили 60 лет. Бог не дал им детей. Вся жизнь моей героини, Марии Павловны Ширшовой, прошла в работе, которой отдала всё. По-иному жить не умела, да и не могла. В 1974 году ушла на заслуженный отдых. В 2008 году ушёл из жизни её супруг Василий Фёдорович.
В настоящее время пенсионерка живёт одна, с годами ушли сила и здоровье. За пожилой женщиной ухаживает социальный работник Алёна Гудаева, как говорит Мария Павловна, «это мои ноги и руки». Алёна приносит из магазина продукты, носит воду, дрова, топит печь, убирает в доме, покупает лекарства, вызывает врача на дом, если в этом бывает нужда. Приезжают племянники в гости. Жизнь продолжается.