Председателя ТСЖ «На Даудельной» знают многие коммунальщики. Он - неугомонный. Выступает на общих собраниях, дискутирует с руководителями департамента ЖКХ и заместителями главы администрации города. И каждый раз поднимает темы, о которых многие молчат.
Недавно решением общего собрания Александра Васильевича Клочкова переизбрали председателем ТСЖ на четвертый срок. Здесь же большинством голосов утвердили и систему оплаты жильцами жилищно-коммунальных услуг, и, в частности, теплоснабжения. Можно было бы не мучиться и не заострять особое внимание на этом вопросе. Определить, например, что все платят по нормативу или, наоборот, строго по показаниям общедомовых приборов учета. Но в ТСЖ «На Даудельной» решили систему оплаты выстроить по-своему и нашли свое применение термину «средний».
Зимой, когда расход теплоносителя большой, а значит, и оплата должна быть максимальной, за основу берут не показания счетчиков, а общегородской норматив. Весной же, когда многие продолжают платить по нормативу, хотя расход тепла уже ниже нормы – в ТСЖ позволяют себе платить по факту. Зимние же затраты по теплу и вовсе перераспределяют на лето. Таким образом, по карману жильцов не бьют и самые сильные морозы. «Среднеарифметический» подход дает возможность существенно экономить на плате за теплоснабжение. В прошлом году, например, те, кто входит в товарищество собственников жилья, заплатили на 36% меньше, чем должны бы по городскому тарифу.
Но никакие «местные хитрости», по мнению Клочкова, не решают главной проблемы – отсутствия договора с теплоснабжающими организациями.
– Плохо то, что с теплосетями не установлены нормальные договорные отношения, – говорит Клочков. – И обязанности, прописанные в договоре, фактически односторонние. У жилищных организаций они есть, а у теплоснабжающих – какие? В случае проколов с их стороны спросить не с кого. Никаких, говоря юридическим языком, существенных условий договора для энергетиков не прописано! Для поставщиков тепловой энергии таких существенных параметров всего два – температура и перепад давления. Но в договоре о них не говорится…
Пока большинство горожан платят за теплоснабжение по нормативу, юридические тонкости, о которых говорит Александр Васильевич, многим покажутся несущественными. Но как только каждый рубль придется считать (а повсеместная установка общедомовых приборов учета – дело ближайшего времени), всем захочется отдавать свои кровные не только за количество, но и за качество.
Это во времена тотального дефицита купить хоть какую-нибудь колбасу в магазине считалось счастьем. Но, как только времена изменились, очень быстро покупатель стал разборчив, и теперь переплачивать за третий сорт как за высший не хочет и не станет. Более того, нередко детально изучает состав продукта, прежде чем взять его с прилавка. То же, рано или поздно, произойдет и с коммунальными услугами. Уже сейчас многие скрупулезно изучают платежки и спрашивают с управляющих компаний и ТСЖ: «А это за что?»
Клочков уже пять лет пытается доказать, что такие односторонние договоры «юридически ничтожны». Пока все его обращения в разные инстанции похожи на глас вопиющего в пустыне. Но факты говорят сами за себя. Утвержденные параметры теплоносителя могут быть одни, а на дом они приходят другие.
– Вот смотрите, – показывает нам Александр Васильевич, – при сегодняшней температуре наружного воздуха температура в подающей магистрали должна быть 138 градусов. А на самом деле? На термометре – 112! Расходомер, который фиксирует, сколько теплоносителя вошло в дом и какой температуры, все фиксирует… Не соответствует и давление. Для нормальной работы элеваторного узла перепад должен быть около полутора атмосфер, а он и до единицы не доходит.
Низкое давление – давняя болезнь коммунальной системы. Еще российские сантехники придумали пилюлю, с помощью которой можно с этим недугом бороться. Тогда они просто убирали элеваторный узел, чтоб все шло напрямую. Не свое – государственное, не жалко.
Сейчас отношение людей к коммунальным услугам - другое. При нас председателю ТСЖ позвонили жильцы:
– В подвале какой-то звук посторонний. Все ли нормально?
– Не волнуйтесь, – успокоил позвонивших Клочков. – Это давление немного прибавили в теплоузле, и клапан свистит. Пока давление не поднимется до нужной отметки, свист сохранится. Не бойтесь, внизу все нормально!
Председатель ТСЖ записывает параметры температуры прямой и обратной трубы. Такие обходы он проводит ежедневно, как врач осматривает своих пациентов в больнице. Поэтому знает все о самочувствии теплового оборудования в подвале своего дома.
По его мнению, администрация города могла бы выступить третьей стороной в договоре между теплоснабжающими и жилищными организациями. Это дало бы ей право участвовать в корректировке договоров, оговаривать и контролировать исполнение конкретных параметров теплоснабжения и составлять протоколы разногласий с теплосетями. Пока такого права у органа местного самоуправления нет. Хотя, согласно статье 14 федерального закона N 131, есть обязанность организовать систему теплоснабжения в своем городе.
Если бы трехсторонний договор существовал, это, по мнению Александра Клочкова, могло бы регулировать взаимоотношения между поставщиками тепловой энергии и потребителями. И применять, в случае необходимости, санкции, адекватные потерям потребителя, а не просто штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый ненормативный день. Ведь если параметры теплоносителя низки, то люди недополучают тепла и включают для обогрева электроприборы. Сколько они на это тратят денег – никто не считает. Поэтому, резонно считает неравнодушный председатель ТСЖ, надо увеличить влияние местной власти на поставщиков тепла. А не выполнят они требования городской власти – подавать на них в суд.
Впрочем, взять под такой жесткий контроль теплоснабжающие организации и заключить с ними трехстороннее соглашение никому в России, по сведениям Клочкова, еще не удавалось. По крайней мере, об этом он нигде не читал и не слышал. Может, именно Тюмень могла бы стать в этом пионером? Ведь нам не привыкать быть первыми.