Медиакарта
18:25 | 1 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Музейные экспонаты – свидетели войны

В Голышмановском краеведческом музее в зале Памяти собраны экспонаты времен Великой Отечественной войны. Незримой нитью связаны они со своими владельцами, многие из которых не дожили до наших дней. История вещей – история времени, такого далёкого... Жительница поселка восьмидесятипятилетняя Анастасия Федоровна Сорокина в музей передала самотканый холст, из которого кроили полотенца, и собственноручно сшитый кисет – вещи, которые отправляли в посылках солдатам.

Из самых ярких воспоминаний детства – голод и нищета, работа в няньках у чужих людей. В войну дети учились только зимой. Остальное время работали, помогая взрослым.

Я была толковой девчонкой, хорошо училась, поэтому в третьем классе уже начисляла трудодни, работала учётчицей на сенокосе, – вспоминает А.Ф. Сорокина. – Потом в соседней деревне открыли магазин и попросили меня стать продавцом. Дали лошадь и я ездила в контору помогать счетоводу отчёты делать и торговать. В деревне было так заведено. Утром женщины собирались у конторы. По пути заходили в магазин, каждый брал, что нужно: мыло, соль, заготовки, чтобы шить сапоги. Деньги выручали от продажи молока, сена и других продуктов со двора. В колхозе работали за трудодни. Вместе со всеми уезжала в поле. Всегда рулетка при себе – стога вершила. На глаз могла определить, сколько центнеров в каждом зароде сена. А как началась война, после полевых работ ближе к зиме я стала собирать в конторе старушек, чтобы они пряли шерсть. Уже дома каждая вязала для солдат рукавицы и носки. В конце недели собирала готовые вязаные вещи, чтобы посылать на фронт. Мы с мамой ткали холсты и шили из них полотенца. В мешки ещё клали кисеты, уже набитые табаком. На каждом мешке я писала: «Полевая почта, первому попавшемуся солдату». За неделю собирали посылок десять.

Даже не думала Анастасия, что ее забота вернется к ней же многочисленными письмами благодарности с фронта. Не сохранились они, но слова тех посланий до сих пор Анастасия Федоровна помнит наизусть: «Милый ты человек, как же вы надумали не забыть нас на фронте». А она отвечала: «Как же мы вас забудем, провожали-то как! А теперь наши женщины через день похоронки получают». К концу войны стали приходить письма примерно такого содержания: «Милый мой человек, я приеду, разыщу тебя и заберу с собой». А Настя шутила: «Ой, мама, разорвут меня на части». Два фронтовика, жители соседних деревень, все-таки разыскали девушку: отблагодарили подарками.

А еще Анастасия Федоровна слагала свои песни.

Ой, война, что же ты наделала,

Моего братика любимого калекой сделала.

Неужели пуля злая брата милого нашла.

Его русы волосёночки по полю разнесла.

Бабы слушают песни, плачут.

Вот так и жили.


Ветеран войны и педагогического труда Владимир Алексеевич Гусев оставил в дар музею свой военный планшет. Владимир Алексеевич уже ушёл из жизни, поэтому мы беседовали с вдовой фронтовика Эмилией Захаровной. Она рассказала:

В армию его забрали ещё до войны, служил в Чите. Потом неожиданно всю часть в спешном порядке в эшелонах отправили на запад. Только в поезде солдаты узнали, что фашисты напали на Советский Союз. Вновь прибывшее пополнение отправили защищать Смоленск. Служил Владимир в артиллерии. Приходилось ему ходить в разведку: устанавливать место расположения важных вражеских объектов и сообщать координаты для прицельного обстрела. Воевать ему пришлось недолго. Ранило в руку, она практически бездействовала. Осколками изрешетило половину тела, до самой смерти раны болели. В 1942 году его комиссовали по болезни. До Москвы добирался, как оказалось, в последнем эшелоне с ранеными: все, кто тогда остался в госпитале, вскоре погибли. Когда вернулся домой в Катышку, от инвалидности отказался, мол, такой молодой, стыдно было. Здесь его направили работать в школу военруком, готовил старшеклассников к службе в армии. Помню, уже после войны, пришли с ним в клуб кино смотреть. Подходит мужчина, пожимает руку и говорит: «Я остался жив только благодаря вам, уж очень хорошо научили ползать по-пластунски».

К сожалению, в память о боевом пути Владимира Алексеевича Гусева на сегодня остался только планшет. Эмилия Захаровна рассказывает, что её муж был основателем музея в школе №1. Все, что привез с фронта, передал туда.

Я вот вспоминаю, на фронт каждый мужчина стремился попасть, – продолжает разговор Эмилия Захаровна. – Молодежь ведь сейчас не поверит. И знаете, на фронт парни рвались не «За Сталина» или «За Партию», а просто вынести не могли, что фашисты нашу землю топчут.

У самой Эмилии Захаровны свои воспоминания о военных годах. Провела она их на Севере нашей области в Салехарде. В том глубоком тылу шла своя жизнь, не менее суровая, тяжелая и голодная. Крайний Север принял в военные годы репрессированных калмыков, эвакуированных ленинградцев, заключенных власовцев, перешедших на сторону врага. Пришлым и коренному населению с трудом приходилось уживаться в опасном соседстве. Всех детей в то время отправляли в Тобольское ремесленное училище мастерить бочки да загружать рыбой баржи для отправки на рыбзавод. Несладко приходилось студенткам педучилища, в числе которых была и Миля. Их отправили на разгрузку барж с овощами и углем. У каждой из девчонок на спине – по деревянной доске, горбуше. На нее сваливают мешок. С ним надо из трюма подняться – потом на берег спуститься. Э.З. Гусева рассказывает:

Ищем порванный мешок, чтобы картофелину вытащить и тут же сырую съесть. А с разгрузкой угля уже другая история. Спецодежду никто не выдавал. В деревянный ящик, который уже на спине, угля накидают. Где и на голову попадет, в общем, как черти черные бегали. Зато потом строем и с песнями шли в баню. Работу делали бесплатно. А зимой плели сети, пилили дрова, ездили к ненцам принимать рыбу.

В Голышманово Эмилия Захаровна приехала уже после войны. Здешняя природа, по сравнению с унылыми пейзажами бескрайней тундры, показалась райской. В тяжелые послевоенные годы она вместе с мужем Владимиром Алексеевичем налаживала мирную жизнь, учила и воспитывала детей.

Две вещи военных лет из музейной экспозиции, несколько опаленных войной людских судеб... Но история одна, которую забывать нельзя.

Наталья Гладковская

Фото Екатерины Кадочниковой