Медиакарта
13:58 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мы приближали этот день

Работать на ферму Екатерина Фёдоровна Лаптева пошла в двенадцать лет – военное время не щадило детей. Она так рассказала о том трудном времени:

На вид мне годов больше давали, чем на самом деле было. Ростом высокая была, от того и попала на ферму. Сначала овец доила, из их молока в совхозе сыр делали. Подросла – дали группу в двадцать коров. Трудно нам, ребятишкам, приходилось. Силос тяжело было таскать. Скотники его к ферме подвезут, а животным раздавать – наша работа. За коровами тоже сами убирали, чистили их. Да ещё пол швабрами дочиста отмывали. Делегации к нам постоянно приезжали. Ферма в Брованова образцовой считалась, часто первое место по надоям занимала. А управляющий Федор Семенович Ширшов строго спрашивал: попробуй что не так сделать – сразу отругает. Женщины-доярки во всём помогали. Поруша Сырятова за нас тяжеленные фляги с молоком таскала. Лепешки из мёрзлой картошки – вот наша еда была. Какие с неё силы? Радовались, когда коровам жмых привозили, чтобы они молока больше давали. Мы его сами ели. Помню, Поруша туески какие-то нашла, чтобы молоко квасить да творог варить. Погребок тайком для этого устроили – молоко нельзя было брать, в тюрьму за такое дело могли посадить. Творогу наедимся, сыворотки попьём – вроде, полегче станет. Наш погребок потом обнаружили, так Поруше сильно попало. Я ещё и поварихой на полевом стане успевала подрабатывать. Пшеницу варила с молоком – трактористам, ой, как нравилось. Зимой, когда коровы в запуске были, меня на лесозаготовки отправляли. Весной на поля вместе со всеми выходила. Боронили и пахали на быках. Они упрутся, идти не хотят – так мы их за уши тянули.

Война кончилась, нам легче стало. Хлеб стали давать – двести граммов за один трудодень. Потом на ферму коров из Омска хороших привезли – красной масти. Они меньше чем двадцать шесть литров молока не давали. Вот с теми коровами я и вышла в «четырёхтысячницы».

Было это в 1966 году. На празднике животноводов Екатерине Фёдоровне вместе с другими доярками, надоившими за год от коровы по четыре тысячи килограммов молока, вручили орден Ленина. Эта награда считалась самой высокой в то время. Заветный орден Екатерина Фёдоровна бережёт как зеницу ока. Раньше при себе его держала, а сейчас передала на хранение родственникам. Говорит, не раз к ней приходили недобрые люди и выспрашивали про награду, предлагали продать её.

Дояркой на Бровановской ферме Екатерина Фёдоровна отработала три десятка лет.

В Голышманово семья обосновалась в 1971 году. Екатерина Фёдоровна устроилась на птицефабрику. Сначала птичницей была, потом оператором в инкубаторе стала работать.

Девять «шкафов» обслуживала: в каждый пятнадцать тысяч яиц закладывала, потом цыпушек доставала – и всё вручную. Теперь пальцы на руках не гнутся, – жалуется на больные суставы труженица тыла.

Где бы ни работала Екатерина Фёдоровна – свои профессиональные обязанности она всегда исполняла ответственно и добросовестно.

Начало её долгой трудовой биографии определила война. Работа от зари до зари сопровождала детей войны. Ребятишки мечтали о том, когда наступит мир, с фронта вернутся их родные, в домах будут праздники, и они наедятся досыта. Нет орденов у бабушек и дедушек, у тех, кто трудился в тылу, приближая Победу. Благодарность, забота детей и внуков для них ценна, как заслуженная награда.

Анастасия Дембицкая

Фото Екатерины Кадочниковой

Теги: Победа