В 2011 году в территориальном отделе зарегистрировано 23 устных и 2 письменных обращения граждан на нарушение прав потребителей. По устным обращениям даны разъяснения, а также в досудебном порядке и без проведения мероприятий по контролю удовлетворены 3 требования потребителей на сумму 8700 рублей. 70% обращений связаны с приобретением технически сложных товаров.
Хочется напомнить потребителям: при приобретении товаров ненадлежащего качества вы в первую очередь должны обратиться к продавцу (индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, продавшему товар) с письменной претензией в произвольной форме в двух экземплярах, в одном из которых продавец должен сделать отметку о принятии претензии с указанием даты принятия, росписи продавца. При отказе продавца сделать отметку потребуйте книгу отзывов и предложений, где необходимо сделать запись для руководителя предприятия, что вами направлена претензия и ее суть. В претензии должны четко обозначить только одно требование: расторжение договора купли-продажи, обмен товара на аналогичную или другую марку, проведение гарантийного ремонта. Сроки удовлетворения отдельных требований регламентируются статьей 23 Закона и подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011г. №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» расширен список технически сложных товаров. Теперь в него входят цифровые фотоаппараты, телевизоры, кондиционеры, духовые плиты, навигаторы с сенсорным дисплеем и прочее. Если в течение 15 дней с момента приобретения товара покупатель обнаружил недостатки, то он вправе вернуть уплаченную сумму или обменять бракованное устройство на новое. Если прошло более 15 дней, то требования покупателя удовлетворяются, если товар оказался с существенным недостатком, нарушены установленные в законодательном порядке сроки устранения недостатков или товар нельзя использовать в сумме более 30 дней в течение каждого гарантийного срока.
В соответствии со статьей 20 Закона «О защите прав потребителей» (далее Закон), если срок устранения недостатков не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем) незамедлительно.
В соответствии со статьей 21 Закона, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
За нарушение предусмотренных статьями 20,21и 22 настоящего закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню). Требования потребителя о возврате уплаченной суммы, уплаты неустойки являются требованиями материального характера и в случае неудовлетворения в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с иском в суд для разрешения спора по месту жительства предпринимателя, юридического лица, жительства или пребывания истца, заключения договора. При этом согласно ч. 1 ст.47 ГПК РФ Роспотребнадзор может вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей до принятия решения судом первой инстанции.