Сегодня много говорится об электронных услугах, о том, что это позволит повысить качество государственных и муниципальных услуг для населения. Чтобы понять суть происходящих новшеств, как уже вошедших в жизнь населения Уватского района, так и тех, внедрение которых станет делом ближайшего времени, я обратилась к руководителю проектов по информационным технологиям администрации Уватского муниципального района А.В. ЮМАШЕВУ.
- Анатолий Валерьевич, прежде чем говорить о том, как электронные услуги повысят качество жизни, напомните, пожалуйста, об электронных услугах и чем они отличаются от традиционных?
- Под электронными услугами понимается очень большой комплекс используемых технологий, из которых можно выделить 3 основных: Интернет как средство общения и взаимодействия между чиновниками и гражданами; система обмена данными между органами власти - для исключения лишней “беготни” заявителей по инстанциям и сбору различных справок; а также применение электронных баз данных для сбора информации по услугам и объектам.
Эти технологии позволяют решить целый комплекс взаимосвязанных проблем.
- Какие проблемы решатся с внедрением электронных услуг?
- Внедрение данных технологий обосновано проблемами, которые хорошо известны всем, кто имеет опыт взаимодействия с государственными службами.
Во-первых, это значительно уменьшит очередность и временные затраты на получение услуг. Часть вопросов и запросов уже сейчас можно отправить через Интернет, и эта доля будет расти с каждым годом.
Во-вторых, электронные услуги не только уменьшат число контактов, требуемых для получения услуги, но и упростят процедуру получения услуг, а также уменьшат число требуемых документов при подаче заявления.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая сейчас внедряется в органах власти по всей стране, позволяет получать справки в электронном виде и без участия заявителей. К примеру, если вам нужно получить разрешение на строительство, то информация о земельном участке и постройках будет получена автоматически, без предоставления соответствующих документов на бумажных носителях.
В соответствии с п. 8 статьи 28 Федерального закона от 03.12.11 № 383-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” действие системы межведомственного электронного взаимодействия начнется с 01.07.2012 года.
- А какие-то плюсы системы, помимо сокращения времени на хождение по различным инстанциям для сбора необходимых документов и сохранения собственных нервов, еще есть?
- Да, и в первую очередь речь идет о повышении качества услуг населению и его уверенности в положительном результате.
Электронные базы данных госуслуг позволяют собрать информацию о показателях качества предоставляемых услуг в различных измерениях. Что в свою очередь позволяет определить проблемы качества услуг и наметить пути их решения.
- Какие электронные услуги доступны населению нашего района уже сегодня?
- В настоящее время жители Уватского района могут воспользоваться целым рядом услуг в электронном виде. Их полный перечень можно найти на сайте: gosuslugi.ru.
Приведу примеры лишь нескольких:
-
получение загранпаспорта. Отправить заявление можно в электронном виде, дождаться готовности паспорта и получить его с минимальными временными затратами;
-
пообщаться с представителями органов власти, получить ответы или сообщить о проблеме можно через официальный сайт администрации Уватского района: www.uvatregion.ru. В начале февраля была запущена новая версия сайта обратной связи: http://fb.uvatregion.ru с новыми возможностями, такими как голосование и обсуждение публичных вопросов;
-
узнать задолженность по штрафам ГИБДД и прочим платежам в государственные органы можно на сайте: www.avatar72.ru. Там же можно сделать квитанцию об оплате или совершить оплату через электронные деньги, такие как QIWI или Яндекс.Деньги.
- Возможность, а вернее доступность получения электронных услуг, требует от населения, помимо наличия компьютера и выхода в Интернет, еще и наличие определенных знаний…
- Именно на решение этой проблемы нацелена губернаторская программа повышения компьютерной грамотности населения “Расширяя горизонты”. Ее основная цель: помочь людям освоить современные информационные технологии, без которых представить сегодняшнюю жизнь сложно, а электронные услуги и их преимущества теряют свой смысл.
В Уватском районе программа стартовала полгода назад. Обучение прошли около 500 человек, в т.ч. и государственные служащие администрации района.
Второй составляющей доступности электронных услуг является сайт: gosuslugi.ru. Это портал, который собирает всю информацию об услугах, о порядке и условиях их предоставления.
Портал находится в стадии разработки, еще не вся информация там есть, но работа в этом направлении ведется ежедневно.
Уже сейчас через него можно отправить обращение в любой орган власти России, задать вопрос, сообщить о проблеме или дать свое предложение. В будущем портал станет единой точкой подачи заявлений по предоставлению государственных услуг через Интернет.
- В связи с этим перед Вами как руководителем проектов по информационным технологиям администрации Уватского муниципального района стоят большие задачи?
- Переход от традиционных методов предоставления услуг к электронным - достаточно сложная задача, над реализацией которой работают во всем современном мире.
Для успешного ее осуществления на территории Уватского муниципального района до 1 июля 2012 года мы должны завершить реализацию СМЭВ для отмены требований справок, обеспечить наполнение портала gosuslugi.ru для повышения доступности информации об услугах и порядке их получения, а также определиться с показателями предоставления услуг, на регулярной основе вести их мониторинг и улучшение.
- Говоря об интернет-услугах, нельзя закрывать глаза и на имеющиеся риски…
- При всех преимуществах, применение новых технологий вызывает новые риски и проблемы, являющиеся, образно говоря, оборотной стороной медали. Первую из них мы уже отметили - это важность знаний компьютерной техники.
Вторая существенная проблема - простота и доступность, которая, кроме упрощения получения услуг, также упрощает и доступ к данным для злоумышленников. Это относится к проблеме конфиденциальности персональных данных, утечка которых уже была много раз замечена на протяжении последних лет.
Эти риски и решения, позволяющие их снизить, отражены в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных”. Реализация закона является отдельной и достаточно сложной задачей, которой занимаются все органы власти и предприятия, имеющие в своем распоряжении базы с персональными данными.
В заключение хотелось бы отметить, что при всех плюсах и минусах электронные услуги становятся все более популярными. Их применение действительно упрощает взаимодействие между органами власти и населением, позволяет повышать качество жизни населения.
А пока служащие работают над проблемами и задачами в данном направлении, гражданам нужно успевать осваивать новые технологии, обучаться компьютерной грамотности.