Медиакарта
19:30 | 26 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Никто не крал кораллов у Клары

Никто не крал кораллов у Клары
15:57 | 20 февраля 2012

Биографическая справка

ТЕТЕРИНА Клара Афанасьевна родилась 10 февраля 1942 года в городе Боготол Красноярского края. В том же году её отец, Афанасий Никитович Ремезов, погиб на фронте, так и не увидев своей дочери. Клара училась в школах Тазовского, Красноселькупского, Ялуторовского районов Тюменской области. В 1963 году окончила физико-математический факультет Тюменского пединститута. Трудовой путь начинала на нефтяном Севере.

1963-1964 гг. – директор Урайской вечерней школы, преподаватель физики.

1964-1966 гг. – завуч Урайской дневной средней школы.

1966-1969 гг. – зав. отделом учащейся молодежи, заместитель секретаря комитета комсомола объединённых шаимских нефтепромыслов.

1969-1973 гг. – второй, первый секретарь Урайского горкома ВЛКСМ.

1973-1982 гг. – зав. отделом пропаганды, секретарь Урайского горкома КПСС.

1982-1983 гг. – инструктор отдела пропаганды и агитации Тюменского обкома КПСС.

1983-1988 гг. – зав. отделом пропаганды и агитации, секретарь Тюменского горкома КПСС.

1988-1991 гг. – начальник отдела науки, учебных заведений, связи с общественными организациями и СМИ главного планово-экономического управления Тюменского облисполкома, консультант заместителя председателя облисполкома.

1991-1994 гг. – консультант госсекретаря административного совета Тюменской областной администрации.

1994-1995 гг. – заместитель директора областного Центра социальной помощи семье и детям.

1995-1997 гг. – менеджер компаний «Atlantic Travel» и «Pacific Resorts».

1997-2001 гг. – консультант заместителя губернатора, директора департамента здравоохранения администрации Тюменской области.

К.А.Тетерина награждена медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За трудовую доблесть», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

Притяжение Севера

В Тазовском 1 сентября уже холодно. Тогда, в 1948 году, пролетал снег. Дети стайками потянулись в школу. К ним присоединилась и шестилетняя Клара Ремезова, проигнорировав объяснения матери, что начинать учебу ей предстоит только на будущий год. Учительница тоже не смогла убедить упрямую девочку, что ей рано садиться за парту. В конце концов взрослые махнули рукой: раз уж ей так нравится, пусть сидит в первом классе вольнослушательницей.

Однако пассивная роль девочку не устраивала. Клара старательно готовилась к занятиям, на уроках постоянно поднимала руку и давала чёткие, правильные ответы. Пришлось обеспечить её всем необходимым для ученицы: книжками, тетрадками, карандашами. Весной она была переведена во второй класс вполне, как бы теперь выразились, легитимно. И не раз ещё в будущем Клара Тетерина будет добиваться поставленной цели с такой же настойчивостью.

Жизнь её не баловала с ранних лет. Сложности в семье… Переезды: Тазовское, Тобольск, Ялуторовск, Красноселькуп. Мать работала на рыбучастке, который из Красноселькупа перевели в посёлок Долгий – это на печально известной «мёртвой дороге», в 50 километрах от райцентра, где девочка осталась одна. Училась там до окончания седьмого класса, находясь, как она выражается, «в людях» – жила то у одной доброй тёти, то у другой. Мать между тем вышла замуж за бухгалтера рыбучастка Александра Ивановича Курышева, и Клару продолжать образование отправили к его матери в Ялуторовск. Пока училась, на Севере у неё появился брат – Санька, Александр Александрович Курышев. Когда получала аттестат зрелости, из Красноселькупа явились с поздравлениями все трое: мать, отчим и двухлетний Санька. Она водила Сан Саныча по городу, братец после тундры с изумлением смотрел на автобусы, на цветущие яблони, на толпы людей и от переизбытка чувств постоянно ревел

Клара: Детство всегда вспоминается с некоторым умилением, но не могу сказать, что было оно у меня особо счастливым и лучезарным. Вспоминаются не только радостные случаи. После шестого класса я впервые попала в летний палаточный лагерь, расположенный на песчаной косе у реки Таз. Решила искупаться – затянуло в омут. В последний момент вожатой удалось вытащить меня из воды. И надо же было такому случиться, что когда «утопленницу» откачивали, к берегу пристал катер, на котором мама приехала проведать свою дочку…

В зимние каникулы я ездила повидаться с мамой из Красноселькупа в Долгий на нартах. Решила пробежаться рядом с упряжкой, согреться, а пьяный проводник-селькуп не заметил этого и угнал вперёд… Хорошо, навстречу ехал мужчина на лошади. Он остановил оленей, сделал селькупу ощутимое внушение, а мне приказал ни в коем случае не сходить с нарт, если не хочу остаться в тундре навсегда. Так или иначе, в те далёкие годы формировался мой характер, укреплялась воля – это могу сказать с полной уверенностью.

Клара Тетерина легко поступила на физмат Тюменского пединститута. После второго курса возвращалась из Бердюжского района с уборочной. Слякотная осень, грязь, бессонная ночь на ишимском вокзале и вот, наконец, Тюмень. Клара сходит с поезда – заляпанная, в больших «спортивно-уборочных» штанах – и встречает элегантного парня, Валентина Тетерина. Они учились в одной школе – Валька парнем был незаметным, серым каким-то. А теперь – франт!

Выяснилось, что он окончил техучилище, работает в локомотивном депо Тюменской железной дороги. Слово за слово – и однокашник приступил к настойчивым ухаживаниям за студенткой Ремезовой. После четвёртого курса она вышла за него замуж. В 1963 году – сразу два события: Клара Тетерина окончила институт и родила дочь Лену.

Мужу молодая мама заявила: я коренная северянка, и главные события сейчас происходят именно на Тюменском севере. Туда и поедем!

Они выбрали Урай.


МНЕНИЕ

Организованная, собранная, деловая. Уж если Клара Тетерина ставила перед собой цель, то обязательно добивалась её достижения в полном объёме. Неунывающая оптимистка, разносторонне одарённая, увлекающаяся… А сколько в ней обаяния! Мы, работавшие в Урае под её руководством, готовы были за таким вожаком идти в огонь и в воду. Это надёжный и верный друг.

Ольга ГОНЧАРЕНКО,

начальник управления по обеспечению информационной политики Тюменской областной Думы.

Девичий гарнизон

Тетерину назначили директором вечерней школы, которая ещё не существовала. Ей пояснили: в Урай добывать сибирскую нефть прибыло много молодых людей без образования. Все они должны обязательно окончить 10 классов! Ваша задача - договориться с руководителями дневной школы о помещениях, преподавателях, обеспечить контингент учащихся, собрав их на предприятиях, ну и – возглавить процесс!

Она перезнакомилась со всеми урайскими начальниками: геологами, нефтяниками, строителями, лесниками. Убеждала, что кадры должны быть грамотными и прямая задача руководителей – отправить молодых на учёбу. Повсюду развесила подробные объявления. Её энергии можно было позавидовать. И в назначенный срок вечерняя школа начала работать!

Правда, была ещё одна проблема. Детских яслей Урай ещё не имел, часто приходилось появляться с двухмесячной Алёнкой на руках. Многие принимали её за няню, нанявшуюся к обеспеченным родителям. А когда математик А.А.Мезенцева привела еёё в класс, ученики закричали: «О, новенькая!». Анна Андреевне не без труда растолковала им, что это директор вечерней школы.

Почти все вечерники были в полтора-два раза старше своего директора и преподавателя. Взаимопонимание пришло не сразу. Однако умение Клары заинтересованно вести диалог, находить необычные моменты в обыденных вещах, а главное - доходчиво излагать самый сложный материал сделали своё дело. Юную директрису признали и полюбили.

Через год появились ясли, куда Тетерины устроили свою дочь, а Клару Афанасьевну назначили завучем дневной средней школы. Там она объединила учительскую и ученическую комсомольские организации, что по тем временам было почти революционным шагом.

Как-то в Урай прилетела Валентина Шебунова – секретарь Ханты-Мансийского окружкома ВЛКСМ, человек быстрый и решительный. Она сразу заявила Кларе: твоё место в комсомоле! Иди к Володе Зинченко, он возглавляет комитет объединённых шаимских нефтепромыслов, будущий горком. Там и станешь работать.

Так начиналось. Потом Урай получил статус города, действительно появился горком ВЛКСМ. Его первым секретарём стал Валентин Никитин – принципиальный, жёсткий, требовательный. Клару избрали секретарём по пропаганде. А когда Валентин Захарович ушёл на партийную работу, «первым» стала Тетерина.

Это была удивительная страница в истории урайского комсомола. Множество ярких, увлекательных, очень нужных и полезных дел вершил женский коллектив горкома. Девчонки там оказались как на подбор – красивые, весёлые, активные: Зина Богданович, Надя Возняк, Оля Зинченко, Надя Кравцова, сама Клара… Они имели надёжную опору в лице комсомольских вожаков крупнейших предприятий. У нефтяников верховодил Вячеслав Ситников, у строителей - Александр Александрович, у геологов - Финур Гилялов. Оперативным комсомольским отрядом командовал Борис Кутычкин – гроза нарушителей, а советом молодых специалистов - Владимир Чертищев, ныне депутат областной Думы.

«Общежития города – под наш контроль!», «Учреждения культуры – зона нашего внимания!», «Все массовые праздничные мероприятия проводит комсомол!»… Это были не просто лозунги. Жители Урая видели своими глазами: «девичий гарнизон», как в шутку называли городской комитет, действительно владеет обстановкой и твёрдо проводит свою линию.

Клара: Как-то на окружном совещании в Ханты-Мансийске Гена Чеботарёв, возглавлявший тогда Советский райком ВЛКСМ, спросил меня: «А что это все превозносят ваш Урайский горком? Потому что там много симпатичных девчонок, или вы действительно проявили себя в работе?». Я рассмеялась: «Приезжай, посмотри и делай выводы». Впрочем, вскоре урайский опыт был обобщён и по достоинству оценен как в округе, так и в области. Всем стало ясно, что хвалили нас не за красивые глаза.

Она тогда и подумать не могла, что наступит время, и в США сенатор Эдвард Кеннеди будет ей, представительнице советской делегации, целовать руку, а сама она станет знакомить с Тюменью первую даму страны – Раису Максимовну Горбачеву. Не скоро, но это произойдёт…

В 1973 году пришла пора переходить на партийную работу. Возник нешуточный конфликт. Пленум горкома ВЛКСМ категорически отказался отпускать Клару. Увещевания руководителей городского комитета КПСС, призыв строго соблюдать дисциплину не возымели действия. Пришлось переголосовывать трижды! Случай сохранился в анналах как нетипичный, но дело было сделано. Клара Афанасьевна стала зав. отделом пропаганды, а потом и секретарём Урайского горкома партии. Ещё почти десять лет отдала она Ураю, ставшему колыбелью её судьбы – городу, в который она влюбилась раз и навсегда.

Клара: Это так здорово – осознавать, что ты причастен к великому делу. Помню, стояла на высоком берегу Конды и махала вслед танкеру, который увозил на переработку первую партию шаимской нефти. Было чувство, будто я сама разведала эту нефть, извлекла из недр и загрузила в этот танкер…

Какие люди нас окружали! Какие уроки жизни давали они нам, молодым! Фёдор Муковоз, ставший лауреатом Государственной премии, Семён Урусов, Анатолий Шакшин, Сабит Ягофаров, Григорий Петров, Авзалитдин Исянгулов – всех их страна наградила Золотыми Звёздами Героев Социалистического Труда. На месте скважины-первооткрывательницы № 6, которую бурила бригада Урусова – это недалеко, километрах в 12 от города, – мы проводили самые торжественные комсомольские сборы.

Я благодарна Ураю и его людям за огромное влияние на всю мою дальнейшую жизнь. Особое спасибо двум старшим товарищам: Владимиру Сергеевичу Петрову и Зое Ивановне Меньшиковой. Они – секретари партийного горкома, но учили меня не столько марксистско-ленинской теории, сколько практике жить среди людей, общаться с ними, понимать их, помогать им…


МНЕНИЕ

Мы с ней очень разные: я инженер, она педагог, и позиции наши часто не совпадали. В горкоме ВЛКСМ, когда я был первым секретарем, а она секретарём по идеологии, мы так много спорили! Но это были полезные, продуктивные споры.

Клара фонтанировала идеями. Вносила интересные предложения – на себя же и взваливала ношу по реализации своей инициативы – так у нас было заведено. Она не любила писать справки – в отличие от некоторых коллег в других горкомах-райкомах, ей нравилось не бумажки оформлять, а именно работать. С размахом, увлечённо. Меня считали излишне принципиальным, жёстким. Но даже я мог сделать кому-то поблажку. Клара – нет: изволь всё выполнить так, как было решено! Кремень-девушка с нежной внешностью.

Валентин НИКИТИН,

руководитель Тюменской областной общественной организации «Комсомольское братство».

Право выбора

Тюмень Кларе не понравилась. А траектория партийной карьеры вынесла её сразу в областной центр, минуя Ханты-Мансийск, где ей тоже прочили серьёзный рост.

В должности заведующего отделом пропаганды и агитации, а потом и секретаря по идеологии Тюменского горкома КПСС она чувствовала себя вроде бы на своём месте – дело-то знакомое, однако не давало покоя ощущение, что некоторые коллеги не принимают её в свой круг. Откровенную неприязнь никто не демонстрировал, но холодок в отношениях чувствовался очень заметно. Из какого-то Урая и сразу в дамки!

Конец всем сомнениям положило, как всегда, живое дело. Хлопот было более чем достаточно, и Клара Афанасьевна с присущей ей обстоятельностью начала выстраивать систему решения городских проблем. Быстро нашла общий язык с руководителями производственных, научных, творческих коллективов, окружила себя единомышленниками, на которых можно было положиться.

Замечательными помощниками оказались коллеги из городских райкомов. В Центральном это был Евгений Безруков – серьёзный, вдумчивый, очень надёжный. В Ленинском – Валентина Киеня, стремительная, инициативная. В Калининском – Вера Большакова, сумевшая под руководством первого секретаря райкома Валерия Панькова развеять миф, что их район всегда третий в городе. Калининцы по ряду позиций стали обходить своих более титулованных соседей.

С началом перестройки Тетерина приняла, наверное, самое ответственное решение в своей жизни. Когда пришло время избирать секретаря горкома на новый срок, она сняла свою кандидатуру. У всех это вызвало в буквальном смысле шок. К ней пошли рабочие, учёные, представители творческой интеллигенции: что происходит, Клара Афанасьевна, у вас же такие перспективы… В партийных рядах – полное непонимание. Одни разводили руками, другие откровенно жалели её, а третьи перестали здороваться.

Она сказала: «Я буду работать и постараюсь в меру возможностей приносить людям пользу. Но вне партии и вне политики».

Клара: Это зрело во мне давно. Попав за рубеж, я ходила по магазинам, особенно продовольственным, как по музеям или выставкам. Дома, проведя на службе 12 часов, а то и больше, я без сил возвращалась в квартиру и должна была ещё приготовить что-то поесть для семьи. А тут – пожалуйста: витрины ломятся не просто от продуктов, а и от полуфабрикатов, почти готовых к употреблению. Огромный выбор салатов, мясных и рыбных блюд – покупай, сервируй стол, разогревай и корми семью. Быстро и без хлопот.

Я часто думала: ну почему нельзя вкусно накормить, красиво одеть, обеспечить необходимой бытовой техникой прекрасно работающих советских людей?! Ведь в стране есть всё: развитое сельскохозяйственное и промышленное производство, огромные материальные ресурсы, замечательные специалисты. В чём же тогда дело? Увы, никто не давал ответа на этот простой по сути вопрос.

И я сделала для себя вывод.


МНЕНИЕ

Возглавляя в Урае горком партии, я очень внимательно присматривался к молодёжи. Люди были разные. И мне следовало отделять шелуху от настоящих, здоровых зёрен. Клара Тетерина – это поистине жемчужное зерно! Работала всегда самоотверженно, с большим желанием – и в комсомоле, и позднее уже в партийном комитете. Урай в 1974 и 1979 годах получил престижные переходящие знамена РСФСР и СССР – вклад Тетериной в эти успехи был весьма значительным.

Владимир ПЕТРОВ,

зам. председателя совета Союза создателей Тюменского нефтегазового комплекса.

Самое дорогое

Она перебирает фотографии, некоторые рассматривает дольше других и, улыбаясь, заявляет: «Вот моё самое главное богатство!». На снимках – дочь Елена, подарившая маме внука Акима, сын Артём, подаривший внучку Валерию. А вот брат Александр Курышев – у него уже два сына, оба работают в Сургуте. А вот на фото В.С.Паньков – тот самый партийный секретарь, когда-то «выводивший в люди» скромный Калининский район Тюмени. Валентина Тетерина давно нет в живых, сегодня Валерий Степанович – и друг, и супруг, и опора для Клары Афанасьевны. На других фотографиях – ребята и девчата из Урая, «товарищи по оружию» периода работы в Тюменском горкоме, друзья, подруги, приятели. С фото и без фото сохранились в её памяти бывшие комсомольские работники Генадий Шмаль, Элла Юдина, Тамара Мялик, Александр Бабакин, Виталий Абрамов, Александр Спирин.

После незабываемого демарша и расставания с КПСС Клара Тетерина работала в облисполкоме с зампредами Зинаидой Богданович и Юрием Коневым, уходила в Центр социальной помощи семье и детям, занималась, без особого, впрочем, успеха, предпринимательством, была консультантом заместителя губернатора Тюменской области. И на всех этих столь не похожих по своему характеру должностях не изменила себе и своим принципам.


МНЕНИЕ

Человек с большой буквы – что ещё о ней можно сказать? Умеет прекрасно работать, весело отдыхать, крепко любить. Подтверждением тому – сама жизнь. Зная Клару 45 лет, могу утверждать это с полной уверенностью. Она отличная хозяйка в доме, нежная мама, а теперь и заботливая бабушка.

Ответственная до крайности. В молодости, выполняя какую-то задачу, она и себя не щадила, и нам, её подчинённым по комсомолу, не давала покоя. Но, несмотря на серьёзность проблем, верховодила как-то по-доброму, с улыбкой. Она ни разу никого не предала и не подвела.

Зинаида БОГДАНОВИЧ.

В популярной детской скороговорке-дразнилке без конца твердят, что некий Карл «украл у Клары кораллы», но это не про Тетерину. Она действительно богата, но ценности у неё совсем другого рода.

Это её чистая совесть. Сильная воля. Душевная доброта. Преданность в дружбе. Оптимизм и дружелюбие. Весёлый нрав и лёгкость в общении. Природное обаяние. И другие замечательные человеческие качества.

А уж их – совершенно точно – никогда никакому Карлу не украсть.

Автор: Юрий Переплёткин