Медиакарта
8:03 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Старейшая, но не стареющая

Старейшая, но не стареющая
16:28 | 20 февраля 2012

Школа №1 города Тобольска бережно хранит воспоминания обо всех этапах своего становления. Ведь инициаторами ее создания были ссыльные декабристы, внесшие заметный вклад в развитие сибирского просвещения.

Начнём с того, что далеко не все из них бедствовали в Сибири. Одних допустили до казённой службы, другим помогали состоятельные родственники. Профессор Д.И.Копылов в книге «Тобольск» приводит такие сведения: «Супруги Фонвизины и А.М.Муравьёв обзавелись лучшими домами в городе, устраивали вечера, маскарады, на которых бывали и высшие губернские чины. За роскошным цветником Фонвизиных ухаживал садовник, некогда служивший в царских садах Петергофа. После смерти Муравьёва его имущество было оценено в 258941 руб. серебром».

Однако основные свои средства декабристы тратили не на развлечения. Когда в 1848 году Тобольск охватила эпидемия холеры, Александр Михайлович Муравьёв пожертвовал пострадавшим от неё 430 рублей серебром и стал основателем фонда в пользу «бедных больных и остающихся после умерших вдов и сирот». В начале пятидесятых годов он вошёл в состав Комитета по учреждению первого в Тобольске общедоступного женского учебного заведения. Его поддержали: куратор училищ Тобольской губернии П.М.Чигиринцев, учитель К.Н.Николаев, купец-меценат Н.С.Пеленков и общественная деятельница М.В.Лвова. Надо заметить, что в то время вопрос женского образования в России стоял довольно остро: опять же стараниями декабристов школа для девочек была открыта в 1846 году в Ялуторовске, но пока что она оставалась единственной в Сибири. Теперь и тобольские благотворители взяли на себя расходы, связанные с открытием девичьего приходского училища. Существенный денежный вклад внесли декабристы А.М.Муравьёв, П.Н.Свистунов, М.А.Фонвизин. Муравьёву были поручены обязанности казначея и эконома, то есть ведение всей финансовой и хозяйственной деятельности нового учебного заведения. По отзывам современников, он блестяще с этим справлялся. На его средства был куплен каменный двухэтажный дом для учебных занятий в подгорной части Тобольска рядом с церковью Архангела Михаила.

В 1854 году приходское училище получило покровительство императрицы Марии Александровны и было реорганизовано. Отныне Тобольская Мариинская женская школа состояла из двух отделений. В первом учились представительницы низших сословий. В течение шести лет им преподавались чтение, чистописание, закон Божий, начальная арифметика, русский язык, рукоделие. На год дольше длилось обучение во втором отделении. Туда принимали дочерей чиновников, купцов, духовенства (всего примерно 50 девочек), которые получали знания по математике, словесности, чистописанию, истории, географии, русскому, немецкому и французскому языкам, закону Божьему, обучались рукоделию, танцам, рисованию. Кроме преподавателей при девочках находились классные дамы, которые следили за дисциплиной. Примерные средства школы равнялись 21 тысяче рублей в год, основную часть из них составляли добровольные пожертвования. Она находилась в подчинении Главного совета женских учебных заведений Ведомства императрицы Марии, занимавшегося благотворительной деятельностью и согласно его уставу, среди почётных гражданок города выбиралась её попечительница.

28 марта 1856 года генерал-губернатору Западной Сибири были направлены рекомендации министра народного просвещения о приближении курса преподавания в женских школах к гимназическому и дальнейшем преобразовании школ в гимназии. Поскольку уровень Мариинки был выше, чем у остальных женских учебных заведений губернии (по сути, она уже обеспечивала гимназическое образование), то ей предстояло нарабатывать опыт подобного перехода. В 1879 году вышел новый Устав женских гимназий, в то же время Мариинка отметила своё 25-летие. Совет школы приурочил к этой дате решение о слиянии двух отделений в одну семиклассную гимназию и о строительстве для неё нового каменного корпуса.

Без единой помарки

Монументальное здание из красного кирпича, которое до сих пор может по праву считаться одним из самых красивых в Тобольске, было торжественно освящено 31 августа 1914 года при большом стечении народа. Теперь над его входом красовалась золочёная надпись «Мариинская женская гимназия».Её начальницей была назначена Евгения Васильевна Пушкарёва; она останется на этой должности до последнего выпуска в 1919 году. Во дворе, в деревянном строении размещалась больница-изолятор, в каменном – баня и прачечная. Учениц из других женских учебных заведений ведомства императрицы Марии сюда принимали без экзаменов, девочек из заведений Министерства народного просвещения – с одним экзаменом на общих основаниях. При гимназии имелся пансион для приезжих, поэтому верхние этажи были отданы под детские спальни. Одним же из любимейших мест многих поколений учеников была и остаётся библиотека со старинными тёмными шкафами до самого потолка – желающим достать тома с верхних полок до сих пор приходится пользоваться лесенкой-стремянкой. Здесь хранятся очень старые и редкие издания, такие, например, как словарь Брокгауза и Евфрона, выпущенный в 1883 году.

Интересны сохранившиеся записи из ученических дневников. Они позволяют, например, узнать, каким был распорядок гимназисток. Вставали рано утром, умывались холодной водой, завтракали, собирались на молитву. После было три урока, по часу каждый, прогулка, чаепитие, ещё два урока, обед, опять прогулка, работа над домашним заданием, ужин, молитва и отбой. Классные дамы очень строго следили за дисциплиной: девочки сидели за партами прямо, положив перед собой руки, не имея возможности обернуться или перемолвиться с соседкой. На прогулки выходили парами, под присмотром наставниц. В тетрадях не допускалось ни единой помарки, иначе приходилось заново всё переписывать. Уроков задавали много, как на решение задач, так и тренирующих память. Впрочем, это отнюдь не означало, что годы обучения превращались в невыносимую каторгу. Каждый день можно было себя побаловать: на лестнице стоял сторож с лотком, продававший бутерброды, пирожки, пирожное. Ни одна из учениц не могла устоять перед желанием купить у него какое-нибудь угощение. Различные мероприятия, проводимые в Мариинской гимназии, оказывали заметное влияние на культурную жизнь города. Доброй традицией были благотворительные спектакли и любительские концерты, которые устраивались в том числе и в Народной аудитории. Очень весело проходили ёлки и вечера танцев с приглашением гостей из мужской гимназии. Осенью ученицы участвовали в городских праздниках древонасаждений.

Ветры перемен

После февральской революции 1917 года статус учебного заведения изменился. Оно было переведено в ведомство Народного просвещения, и его выпускницы получили возможность, окончив дополнительный восьмой класс, поступать в вузы. В 1919 году Мариинская женская гимназия была закрыта, а на её базе сформирована советская школа № 1 второй ступени. После установления cоветской власти Тобольск не потерял своей значимости как один из центров просвещения в Сибири. Сословная система образования была упразднена и провозглашён курс на бесплатное общее и политехническое образование для детей обоего пола до 17 лет, на связь обучения с детским общественным производительным трудом и на обеспечение грамотности взрослого населения страны. К 1924 году бывшая Мариинка – единственная в городе школа второй ступени с совместным обучением мальчиков и девочек. Далее названия её часто меняются: базовая семилетка им. Сталина, фабрично-заводская школа, неполная средняя школа № 1. Только в 1934 году она стала средней школой № 1. В эти годы здесь была хорошо организована система самоуправления учащихся. Любые внутриклассные или хозяйственные вопросы, общественная и культурная жизнь, дисциплина и порядок, даже выборы преподавателей – всё находилось в ведении ученических комитетов. Многие школьники занимались спортом, были членами различных обществ, таких, как Осоавиахим или МОПР, участвовали в работе кружков: хорового, шахматного, драматического, библиотечного, географического, музыкального, фото, радио, юнкоров, юннатов.

Вот отрывок из воспоминаний Тамары Эристовой, старшей пионервожатой школы 30-х годов: «Красногалстучная пионерия проводила сборы, посвящённые мужеству папанинцев, отважной тройке женщин-лётчиц самолёта «Родина», героизму Валерия Чкалова и его друзей, совершивших беспосадочный перелёт в Америку. Молодость бредила авиацией, а когда открылся филиал Тюменского аэроклуба, у нас отбою не было от желающих летать. Любили мы и военные игры, привлекая к ним работников военкомата или приехавших в отпуск военных. Процветал школьный спорт, любимый футбол: мальчишки на уроках сидели в школьной форме. Школьные стрелки, волейболисты, лыжники занимали часто призовые места в городе. На вечерах играли школьные духовой и струнный оркестр. Но нас коснулось всё, и трагедия тоже. В марте 1937 года сняли с должности директора школы Антонину Семёновну Будницкую с такой формулировкой в приказе: «… как не обеспечившую руководство школой, развалившую политико-воспитательную работу…, допустившую склоки, зажим самокритики, неделовые отношения в коллективе…» В том же году были арестованы учитель литературы Семенюк вместе со своим сыном, тоже преподавателем, и несколько десятиклассников, в том числе Маша Карпочева, проведшая десять лет в заключении, вернувшаяся в наш город и ставшая потом учительницей немецкого языка в школе № 3. 18-летние «враги народа»! А школа жила, работала, учила…»

И не просто жила. Впереди были самые героические страницы её истории.

«Я расскажу вам о войне...»

В 1941 году школа отмечала свой шестой выпуск. Церемония вручения аттестатов была строгой и торжественной, потом гремел выпускной бал, пора юношеских надежд и обещаний. А наутро из всех репродукторов зазвучало зловещее слово «война». Люди стекались на городскую площадь, оттуда – к военкомату. На фронт ушли директор школы Леонид Васильевич Журавлёв, учителя Елена Бориславовна Огорелкова, Василий Константинович Монарев. Двести выпускников школы сражались на полях Великой Отечественной. Двое – Африкант Ерофеевский и Александр Звягин - стали Героями Советского Союза, оба вернулись с фронта живыми. 87 пали смертью храбрых. Сегодняшние ученики помнят о подвигах старшего поколения. Судьбы фронтовиков дают им материал для исследовательских и поисковых работ. С особой гордостью называются имена ушедших воевать девушек. Вот лишь некоторые из них… Нина Кокорина после школы окончила курсы медицинских сестёр и втайне от родителей написала письмо в Наркомат обороны с просьбой отправить её на фронт. Пришёл ответ из Москвы: «Отправить при первой же возможности». Вместе с другими тоболячками она была направлена в 308-ю Омскую стрелковую дивизию, которой командовал полковник, впоследствии генерал-майор, Герой Советского Союза Л.Н.Гуртьев (его имя носит одна из улиц Тобольска). За личный героизм и мужество при спасении раненых под Сталинградом Нина была награждена орденом Красной Звезды. Было ей тогда всего 19 лет. Дальнейший путь гвардии старшего сержанта, кавалера ордена Славы III степени Нины Кокориной – Белоруссия, Восточная Пруссия, Польша, Германия. В той же стрелковой дивизии служила и Василиса Щинникова, её одноклассница и школьная подруга. После демобилизации она вернулась в Тобольск и долгое время работала директором медицинского училища. Как и многие другие, с первых дней войны просилась на фронт Ольга Голубева, хрупкая, артистичная, игравшая в школьных спектаклях главные роли. Все, кто знал Олю до войны, считали, что дальнейший её путь – на сцену. Военкомат решил: - «Оставить до особого распоряжения», но она не стала дожидаться. Узнав, что в городе Энгельс формируется первый в мире женский авиационный полк ночных бомбардировщиков под командованием Героя Советского Союза Марины Расковой, отправилась туда. В 1942 году она уже механик, а вскоре и штурман этого полка. Первой в своём подразделении Ольга получила орден Красной Звезды, дошла до Берлина, имеет на счету 600 боевых вылетов. После войны окончила институт иностранных языков, стала членом Cоюза журналистов России, выпустила десять книг. «Ночные ведьмы» - так прозвали их немцы, а они мечтали о маминых пирогах, кормили бездомных щенков, сочиняли стихи, брали с собой цветы в кабину самолёта» – таким предисловием начинается одно из её литературных воспоминаний, книга «Я расскажу вам о войне», хранящаяся в школьном музее.

Фронтовиками были и три директора школы, начиная с прошедшего всю войну Леонида Васильевича Журавлёва. Один из его преемников - Михаил Никитич Вешкурцев - окончил Тюменский педагогический институтуже в мирное время. Славился доброжелательностью, умением находить общий язык с любым ребёнком. Неудивительно, что он был отмечен как умелый руководитель и в последующем стал организатором и главой Юргинского района. Всего три года назад ушёл из жизни Александр Васильевич Соловьёв, добрый, умный, понимающий педагог, любимец всех выпускников, участник знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. С кремлёвской брусчатки он сразу отправился в бой, воевал под Волоколамском, Сталинградом, брал Прагу. После войны работал в Подмосковье, потом переехал в Тобольск, школе № 1 отдал более четверти века.

Говоря о героях войны, хочется хотя бы коротко упомянуть и о том, как в это тяжёлое время выживали учебные заведения. В малом здании школы № 1 находился Польский детский дом, организованный осенью 1942 года посольством Лондонского эмигрантского правительства. В Тобольске и окружающих его районах в течение ста лет формировалась многочисленная польская колония, так что не составило труда найти преподавателей для эвакуированных ребятишек. До сих пор в школьном музее бережно хранится альбом, который его воспитанники вели на родном языке. В конце 1943 года их насчитывалось 127, но к моменту освобождения Польши осталось только семьдесят – стремление вернуться на родину было огромным. Ещё один интересный факт: у трети этих ребят отцы воевали в польской дивизии им. Тадеуша Костюшко. А юные тоболяки продолжали учиться, хотя после уроков им самим приходилось заготавливать дрова, топить печи, убирать снег, мыть классы. Весной и летом вместе с учителями работали на пришкольном участке, собирали металлолом и макулатуру. Каждую осень старшеклассники выезжали на уборочную, помогали колхозникам. Заработанные деньги передавали в фонд обороны, собирали и отправляли посылки на фронт. Сводки Совинформбюро, где сообщалось об успехах Красной Армии, всем от мала до велика придавали тогда сил, рождали незыблемую веру в победу.

Золотая плеяда

Преподавательский состав школы, которую и после революции горожане продолжали привычно именовать «мариинской», всегда был очень сильным. Поистине легендарной личностью, жизни и деятельности которого современные краеведы посвящают обширные исследования, можно считать Георгия Ивановича Симонова, энциклопедиста, преподавателя истории и русской словесности, работавшего в гимназии с 1914 года. Его стараниями после революции был образован кабинет Тобольсковедения, ставший со временем одним из научных, методических и просветительских центров города. Вместе с учениками Георгий Иванович собрал материалы (более 300 экземпляров), которые позволили открыть при школе кабинет по изучению творчества Петра Павловича Ершова. Почти тридцать лет - с 20-х по 50-е годы - в школе работал замечательный учитель математики Михаил Памфилович Поспелов. Выпускники вспоминают, что был он строг и скуп на похвалы, но уважал личность, поддерживал самостоятельность в мышлении и творческое начало. Недаром ему удалось вырастить целую плеяду продвинутых математиков, которые преподавали в том числе и в своей родной школе. Немалое число педагогов «мариинки» было удостоено высокого звания «заслуженный учитель РСФСР». Среди них кавалер ордена Ленина Анисья Фёдоровна Попова, Варвара Ивановна Низовских, Антонина Андреевна Тронтьева, Калерия Дмитриевна Шишкина и Вера Михайловна Чупрова. Многим ученикам привила любовь к своему предмету Елена Михайловна Елохина, сама выпускница школы № 1, отличник народного просвещения, лучший учитель химии города. Своеобразный «культ истории» создала в учебном заведении Эмилия Павловна Тельтевская.

Не удивительно, что из старейшей в Сибири школы вышла значительная часть интеллигенции, элиты Тобольска и Тюменской области. Многие из этих людей имеют российскую, более того, мировую известность. Вот всего несколько фамилий: Виктор Феоктистович Югринов, заслуженный учитель РСФСР, почётный гражданин г. Тюмени; Борис Николаевич Кузнецов, ректор Иркутского университета, учёный-математик; Пётр Васильевич Новицкий, доктор экономических наук; Павел Александрович Пантелеев, доктор биологических наук, профессор МГУ, один из ведущих зоологов мира; Надежда Васильевна Коноплина, ректор Сургутского педагогического института; Виктор Евгеньевич Панин, доктор физико-математических наук, профессор Томского университета, лауреат премии им. Лаврентьева; Юрий Алексеевич Ревнивых, первый ленинский стипендиат и первый студент, окончивший Тюменский мединститут с красным дипломом, долгое время возглавлял госпиталь ветеранов; Алсу Асатовна Нелаева, доктор медицинских наук, главный эндокринолог области; Антонина Ивановна Баикина, профессор ТГНГУ, Евгений Михайлович Акулич, профессор, доктор социологических наук, краевед, педагог, общественный деятель. И этот список можно продолжать дальше.

Поколения меняются, однако традиции учебного заведения крепки по-прежнему. Время требует, чтобы сегодняшние школы обеспечивали дополнительное образование для своих учеников, и богатейшая история «мариинки» подсказала её директору Светлане Николаевне Захаровой, в каком направлении следует развиваться:

-Тобольск – один из интереснейших туристических центров Сибири, ежегодно привлекающий множество гостей. Здесь строятся отели, открываются музеи, реставрируются памятники старины. Мы и сами располагаем прекрасным музеем, созданным ещё в шестидесятые годы прошлого века. Им руководит заслуженный учитель РФ Надежда Степановна Крюкова. Кроме того, школа № 1 – памятник регионального значения и находится на одном из главных туристических маршрутов города. Осмыслив все эти факты, наш коллектив разработал и защитил программу «Школа – центр туристско-краеведческой работы в микрорайоне, как условия для саморазвития личности», благодаря чему нами был получен статус городской инновационной площадки. Мы тесно сотрудничаем со станцией юных туристов, с краеведческим музеем, с тобольским пединститутом, особенно с кафедрами истории и социокультурного сервиса, туризма и музейного дела. Выпускники наших профильных классов помимо аттестата зрелости получают удостоверение об обучении в ГОУ высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева» по программе «Историческое краеведение. Основы туристско-экскурсионной работы». И полученные дополнительные знания, и сам этот документ помогают ребятам, которые хотят устроиться на работу или поступить в педагогический вуз.

Наследники

Сегодня у школы свои герои: недавняя выпускница, активистка музейной работы, студентка второго курса Новосибирской государственно-строительной академии Светлана Иванова вошла в президиум фонда «Холокост». Ученики становятся победителями городских, областных и российских конкурсов и конференций. Опять же хочется назвать некоторые имена: Виктория Егорова, Изабелла Сугорнаева, Олесь Кислицын, Илья Батченко, Олеся Олейник, Диляра Тачитдинова, Андрей Кузнецов, Наташа Ширшова. И эти ребятишки, и десятки других молодых краеведов не только делают ближе и ощутимее прошлое. Нет, они создают новейшую историю своей школы – современной, перспективной, востребованной.


Редакция журнала «Сибирское богатство» благодарит за помощь в подготовке материала заведующую музеем СОШ № 1 г. Тобольска Надежду Степановну Крюкову.

Автор: Вероника Сотникова