Медиакарта
13:12 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фолиант – Забытая книга: Крестовый поход в старую Тюмень

20:39 | 20 февраля 2012

Геннадий Сазонов. Сборник повестей и рассказов «Мамонты и фараоны». Средне-Уральское книжное издательство, 1976 год. Есть такие книги, которые словно бы отжили свое. Не потому, что испортился корешок и выпадают страницы, а потому что их почти никто не читает. Они лежат в общественных библиотеках, реже – в домашних, иногда о них вспоминают, и, может, даже цитируют те, кому все же довелось их прочесть. Но иногда с них хочется сдуть пыль и открыть. Открыть в широком смысле – для себя как для читателя. Потому что никто другой вам о них не расскажет, и в Интернете вы не найдете аннотаций. Сборник Геннадия Сазонова «Мамонты и фараоны» – одна из таких книг. Об авторе. Говорят, Геннадий Кузьмич мог читать в любом месте, была бы возможность открыть книгу. Иногда увлекался настолько, что мог выпасть из реальности и не замечать, что происходит вокруг. Сам же писателем стал не сразу, все-таки по образованию был геологом. Родился Геннадий Сазонов в 1934 году в селе Красный Кут Саратовской области. В 1958-м окончил Саратовский госуниверситет, геологический факультет. Преддипломную практику проходил в низовьях Оби, защитил дипломную работу о нефтегазоносности Березовского района Тюменской области. Работал геологом, начальником отряда в Главтюменьгеологии. Участвовал в шестнадцати полевых экспедициях по Приполярному и Полярному Уралу. Но и, работая геологом, Сазонов всегда брал книги с собой в поле и читал в палатках при свечах. В 1963 году в газете «Тюменская правда» появился первый рассказ «Хасырей». А затем книги стали появляться одна за другой: «Привет, старина!» (1965), «Жалость» (1969), «Мой дед – Захар Нерчинск» (1973), «Мамонты и фараоны» (1976), «Тропы к верховьям» (1978), «Открыватели» (1985), «И лун медлительных поток...», написанная в соавторстве с Анной Коньковой, известным автором сказок и легенд Севера. В 1971 году Геннадия Кузьмича приняли в Союз писателей СССР. О книге. Он писал о том, что видел, что довелось пережить самому. Потому его герои – «люди трудных дорог», искатели романтики, не страшащиеся трудностей полевой жизни. Вот и главный герой повести «Мамонты и фараоны» – молодой геолог Женя – именно такой человек. Его, как самого Сазонова в 1956 году, отправляют в Тюмень, которая представляется герою так: «сплошная пустота, мерзлота, а сверху – прокисшее болото». И Женя воспринимает поездку как своеобразный крестовый поход. Возможно, так думал и сам автор, когда впервые приехал в Сибирь. Но с какой любовью он описывает первые впечатления, что оставил город. Ни Женя, ни Сазонов еще не знают, что им предстоит стать настоящими сибиряками, согреть эту холодную землю своим человеческим теплом. Повесть «Мамонты и фараоны» – все же, скорее, приключенческая, хотя без романтики северной жизни не обошлось. Есть в книге и белая северная ночь, к которой персонажам предстояло привыкнуть, и скважины, которые надо было бурить... И еще был нужен мамонт. Точнее, геологи поставили себе задачу отыскать скелет мамонта, чтобы доказать: на месте, которое сегодня называется тюменским Севером, был ледник, а не море, как утверждали ученые из Ленинграда. Кажется, Сазонов и сам был не прочь найти мамонта, но не нашел. А его книжные герои – отыскали. Воплотили мечту своего создателя. Цитата. Я выбрала для цитирования все же эпизод не приключенческий, а городской. Потому что Тюмень была такой, как на страницах книги, еще только вчера. Но мы уже успели позабыть, что и тогда в ней, неумытой и бездорожной, было свое очарование. «Улица Республики словно упирается в солнце. Пролегла она ровненько с востока на запад, движутся по ней городские автобусы, измазанные по маковку районные газики, и грузовики гремят по центральной улице – везут кирпичи да доски, а вот зацокали подковы, из-за угла показался воз с клетками, а в клетках гуси, за гусями проплыл воз с сеном, тащил тот за собой упирающуюся корову, хрипло облаивала ее мокрохвостая собачонка. Мы прошли мимо двухэтажного универмага, тот молчаливо смотрел розовыми ночными рубашками, кожаными кепками, плюшевыми жакетами, суконными брюками и алюминиевой посудой, потом направо от нас потянулся серый забор с выбитыми досками»…

Автор: Оксана Чечета