Медиакарта
22:25 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Одна из тысячи судеб

Одна из тысячи судеб
20:24 | 23 февраля 2012
Источник: Сельская новь

Всё дальше от нас Великая Отечественная война, всё меньше тех людей, кто может рассказать о том нелёгком времени и о беспримерном подвиге советского народа.

Однако война, это не только тактика боёв и бессменная работа в тылу. Это ещё и тысячи судеб людей, объединенные бедой в одно целое. И каждая из них неповторима. Рассказать хочется о Николае Кузьмиче Тюрине. Родился он в 1923 году в деревне Смоленка.

Война началась, когда пареньку едва исполнилось семнадцать лет. Так в 1941 году Николай, получив повестку из военкомата, вскоре оказался в Синицинском бору, что недалеко от города Ишима. Именно там готовили будущих бойцов Красной Армии. Жили в наскоро выкопанных землянках, постигали трудную науку молодого бойца. Уставали сильно, но молодость брала свое – не унывали. Да и верили тогда, что война ненадолго, что через каких-то пару месяцев она закончится, и они вновь вернутся в родные края. Казалось, что стоит только им добраться до фронта, как тут же будет побеждён и сломлен враг. Но вот, наконец, сигнал к выдвижению, вагоны, стук колёс и фронт.

Николай попал в артиллерию. Тут и пришлось молодёжи столкнуться с суровой правдой войны: кровопролитные бои, смерть боевых товарищей и безысходная тоска от того, что приходилось отступать, отдавая врагу метр за метром родной земли.

Крутой поворот в воинской судьбе сибиряка случился в августе 1942 года. На фронте кипели тяжёлые бои за Дон. Враг наступал, давил мощью техники и вооружения, советские войска сопротивлялись как могли. - А потом нас предали враги народа, - говорит с болью ветеран. Именно так считает он и те, кто смог тогда остаться в живых. Часть, где воевал Николай, как и многие другие, попала в окружение врага и была почти полностью истреблена. Дорогу в немецкий тыл Н.К. Тюрин запомнит на всю жизнь. Те, кто не был убит в бою, не умер от ран в дороге и не был расстрелян фашистами, оказались в концентрационном лагере в Западной Германии. Как выживали в этом аду пленники, не знает никто, кроме переживших подобное. Не объяснить словами, что пришлось им вынести за долгие три года до освобождения.

По рассказу ветерана, их лагерь освобождали англичане. Впервые услышав незнакомую речь, узники долго не могли поверить в то, что для них война закончилась.

После освобождения из концлагеря Николай попал в Советское Заполярье, где и дослужил до демобилизации. Тяжелым было возвращение домой. В родной деревне солдата встретил пустой дом, где его никто не ждал. Мать умерла, получив извещение о том, что сын пропал без вести. Не остался Николай в родном доме и переехал в деревню Волосную. А потом начались трудовые будни. Приходилось работать от зари до зари, восстанавливая разрушенное войной. Фронтовика кормили его руки. Ещё до войны тянулся он к плотницкому делу, получалось неплохо. Вот и пришлось вспоминать забытую науку. Женился, вместе с женой воспитали троих детей.

Вот только о том, что и как пришлось пережить в военные годы, не рассказывал никому, делился лишь с супругой.

Можно только предположить, как относились в то время к тем, кто пережил немецкий плен. Без вины виноватые, так можно сказать об этих людях. А как доказательство того - отсутствие наград и медалей – не посчитало нужным в то время государство отметить боевые заслуги артиллериста.

Хорошо, что так было не всегда. Сегодня на груди ветерана сверкают юбилейный орден Великой Отечественной войны и юбилейные медали.

Николай Кузьмич Тюрин живёт в доме ветеранов с. Абатского. Несмотря на возраст, ещё бодр и крепок. Вот только подводит слух старого фронтовика, потому недоступны ему радио и телевизор. Спасают книги из библиотеки и газеты. Читает много, навёрстывая время, когда свободных для чтения минут в его жизни не было.

Автор: Е. Водолазова Фото автора