Медиакарта
14:43 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Подводник – это звучит гордо

Подводник – это звучит гордо
13:40 | 24 февраля 2012
Источник: Слава труду

• Во время учений: матрос Василий Кузнецов (в гермокостюме) готовится через торпедный люк покинуть машину и всплыть на поверхность. За тренировкой наблюдает командир подлодки (на первом плане).


…28 декабря 1977 года. По центральной улице Аромашево, разметая широкими клёшами снежные хлопья, с улыбкой приветствуя друзей и знакомых, шагал рослый, стройный, опрятно одетый во флотскую форму молодой человек. Это был Василий Кузнецов. То и дело перекладывая дембельский чемодан в левую руку, чтобы освободить правую для рукопожатий, он направлялся в отчий дом по улице Лермонтова. За три года службы ему не довелось побывать на малой родине в отпуске, поэтому теперь старшина первой статьи с наслаждением вдыхал свежий морозный воздух, любовался принаряженными к новогоднему празднику улицами и домами, произошедшими в селе переменами. Василия с нетерпением ждали родные, и он прибавил шаг.


...С тех пор минуло около 35-ти лет. С преподавателем физвоспитания Аромашевской школы В.Н. Кузнецовым мы беседуем в его рабочем кабинете. Хотя годы и накладывают свою печать, передо мной – по-прежнему статный мужчина, в котором угадывается выправка бывшего военного. К красноречию не склонен, но что касается дела... Воспитанию и физическому совершенствованию молодого поколения учитель посвятил 27 лет. К этому сам имеет пристрастие со школьной скамьи. Ещё тогда, в начале 70-х годов прошлого века профессионалы спорта разглядели в нём задатки волейболиста, хоккеиста, хотя успешно участвовал в соревнованиях по многим видам.

После школы окончил Аромашевское СПТУ № 9, получил специальность экскаваторщика. Настал 1974 год – время призыва Василия на срочную военную службу.

– Тогда в армию все шли с большим желанием, словно само собой, и о том, чтобы «откосить», даже разговоров не было. Меня определили в команду № 70а, как я узнал после, – подводный флот. Принял это как должное и начал морально готовиться к такой службе, хотя о ней практически ещё ничего не знал, – рассказал Василий Николаевич.

На призывной пункт в Тюмени Кузнецов отбыл в день рождения комсомола (был такой праздник в советские годы) – 29 октября. Вскоре целый эшелон призывников из Сибири отбыл на восток. До Владивостока «пилили» семь суток.

Пропуском пригодности для службы в подводном флоте была барокамера. В неё помещали призывников и создавали давление воздуха около пяти атмосфер. У кого были больные уши, зубы, тот не выдерживал, его направляли в другие войска. Как оказалось, в подводной лодке повышенное давление воздуха (оно увеличивается с глубиной погружения) – это постоянное условие службы.

Учебное подразделение во Владивостоке, где Василий проходил пятимесячную подготовку и получил специальность электрика гребных электродвигателей, входило в состав 51-го отряда подводного плавания.

Основную службу матрос Кузнецов проходил на Камчатке.

– В бухте Павловского в Приморье в 1975 году получили новую атомную подводную лодку-полуавтомат последней модификации, проекта № 667 – «б» («букашка», как их в шутку называли), несущую 12 баллистических ядерных ракет стратегического назначения. Длина подлодки – 138 метров, команда – 150 человек, из которых приблизительно по 50 офицеров, мичманов и матросов-срочников. Прошли заводские, государственные испытания и – «пошли» в порт приписки – на Камчатку, – рассказал бывший подводник.

Василий Николаевич отстранённо посмотрел через открытую дверь на шалящих в коридоре ребятишек, на классный журнал, лежащий на столе, и я понял, что мысленно он там, в своей подлодке:

– Одно дело – теория в учебном подразделении, совсем иное – познание на практике сложной электронной аппаратуры. Ведь права на ошибку теперь нет, от тебя, как от каждого члена экипажа, зависит выполнение задачи. А это святое. В совершенстве, как говорят, на «зубок» познать свою материальную часть помогал старослужащий, которому пришёл на смену. Дедовщины в подлодках вообще нет, и я о ней не слышал.

Приступив к полноценной службе по своей специальности, Василий понял, что находиться длительное время в ограниченном пространстве, постоянно при повышенном давлении воздуха довольно сложно и романтики в том мало. Он не раз принимал участие в длительных автономных плаваниях, под водой встречал однажды новогодний праздник, не раз пересекал экватор, так как ушли в поход в ноябре, вернулись – в феврале. Выполняли боевые задачи в океане без всплытий на поверхность в течение трёх с половиной месяцев.

– Хотя в лодке были и мини-спортзал, и специальное помещение для курения, но заниматься спортом из-за дефицита кислорода было сложно, да и доктор запрещал. Вооружение, техника на флот шли стабильно. Мы привели в своё подразделение на Камчатке первую подлодку такого класса, а когда уходил на дембель, у нас было уже пять «букашек». Это же огромная мощь!

В жизни случается всякое. В родне Кузнецовых вышло так, что племянник Василия Антон спустя двадцать с лишним лет прошёл по такой же службе точь в точь все те же ступени. Он окончил во Владивостоке ту же «учебку» в той же роте, так же получил специальность электрика и проходил службу на Камчатке в том же подразделении. Антон рассказал, что наблюдал у пирса подлодки-«букашки», на одной из которых проходил службу дядя – Василий Николаевич.

Автор: Анатолий ВАКАРИН