Медиакарта
14:30 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бесконечное путешествие Души

Уникальный фотоархив отныне находится в Тобольске

Любите ли вы странствовать? Полагаю, что даже и самый мирный домосед в мыслях не раз пускался в самые отчаянные путешествия вослед героям любимых книг, слушая музыку, вглядываясь в полотна старых мастеров.

Вот и на этот раз, придя на открытие фотовыставки «Душа России», ощутил я подзабытое с детства чувство… Тревожно как-то стало, но приятной тревогой. Этак затуманилось всё вокруг, и отправился ваш корреспондент в бесконечное путешествие.

Ирина Стин и Анатолий Фирсов. Авторы работ, выставленных в павильоне «Вольница» торгового комплекса «Ермак». Фотографы не просто известные, но просто-таки легендарные. Люди, в течение многих лет создававшие удивительный портрет страны.

Фотоальбомы по заповедным местам России – Ярославль и Кострома, Ростов Великий и Суздаль, Беломорье и есенинская Рязаньщина, Дагестан и Сибирь. Десятки тысяч километров пути и сотни тысяч снимков.
Эти книги были (и есть) украшением любой библиотеки. Я встречал альбом «Ростов Великий» Стин-Фирсова в квартире немногословного механика речного флота, а на днях прочёл фрагмент письма знаменитейшего театрального декоратора Николая Бенуа, 35 лет прослужившего главным художником миланского «Ла Скала»:
«Я должен Вас от всей души поблагодарить за прекрасную книгу о Ростове Великом, пленившую нас совершенно изумительными фотоснимками Ирины Стин и Анатолия Фирсова, от коих все тут приходят в дикий восторг… Ведь тут идёт речь о большом искусстве, ибо они создали серию картин, поэтических образов, проникновенных видений Древней Руси, уловив неосязаемую гамму тонов, выразительность светотени и сочетания величественных композиций – всю строгую мудрость древнерусской культуры».

Сегодня это большое искусство представлено в Тобольске. И не только представлено. Слово Аркадию Елфимову – председателю фонда «Возрождение Тобольска»:

– Так получилось, что Ирина Игоревна, несколько лет назад попав в автокатастрофу, повредила позвоночник, долго болела и умерла. Анатолий Васильевич всего на 8 месяцев пережил супругу – он скончался в апреле прошлого года. И слава Богу, что Ирина и Анатолий успели устроить выставку своих фоторабот под названием «Душа России».

Я был на её открытии. Затем авторы подарили фонду все 250 выставочных работ в цифровом виде, и мы опубликовали часть из них в одной из книг альманаха «Тобольск и вся Сибирь». А потом они решили передать мне и весь свой бесценный фотоархив – результат 50-летней творческой деятельности. Передать для того, чтобы работы их не осели в запасниках «единицами хранения», а продолжали жить.

Сейчас мы занимаемся подготовкой альбома работ Ирины Стин и Анатолия Фирсова. Будем устраивать фотовыставки. Здесь только часть того, что было представлено в Москве. Обратите внимание, что на очень заметной, отпечатанной в самом крупном формате работе запечатлён наш Тобольск.

Действительно, основой экспозиции является… язык не поворачивается назвать это фотографией… вид на подгорную часть. Это вечер, это зима, это один из взвозов, который в моём детстве именовался «вторым Панинским»… Работа, которая дышит морозным покоем и белой тишиной.

Есть и наш родимый кремль «образца 1971 года», есть великая, без конца и без края, страна. Мир без суеты и обмана, без торгово-финансовых отношений и политических интриг. Мир, спящий здоровым богатырским сном. Мир, неторопливо идущий своей особой дорогой. Мир, живущий заповедными традициями.

Нет в этом бренном мире только Авторов фотографий, впитавших Душу России. Но душа бессмертна, а стало быть, путешествие продолжается.

Дмитрий Карасиер Юрий Попов (фото)

Ирина Стин и Анатолий Фирсов: «Мы работали не за деньги…» Савва Ямщиков: «Что бы вы хотели сказать о главном в пройденной вами жизни и работе? Что для вас главное в жизни, которую вы подытожили этой выставкой?»

Ирина Стин: «Любовь ко всему – к природе, к Родине, к людям, птичкам, если хотите, к траве – то есть ко всему, с чем мы соприкасались. Всё это нам казалось не просто близким, мы чувствовали себя частью всего этого мира. То есть неважно, кто там – божья коровка, бабочка летит или голос птички мы слышим – всё близко, всё дорого, всё родное…»

Анатолий Фирсов: «Как мы начинали? Дело в том, что в 60-е годы в фотографии появился цвет. В издательствах начали выходить журналы с большим количеством цветных фотографий, стали выходить книги и в издательстве «Планета», которое только что было создано. Нам сказали: «Что у вас есть готовое, чтобы быстро запустить в производство книгу?» – «Да у нас Поленово готово более или менее…» «Месяца хватит вам?» – «Хватит». И мы поехали в Поленово. Мы связаны с этим местом кровно, можно сказать. Там работал наш друг, директор музея Фёдор Дмитриевич Поленов, с которым мы общались до последнего дня его жизни. Этот месяц очень счастливый, работа была срочная, а первая книга «Планеты» называлась «Поленово»...»
С.Я. «Мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о том, как вы находите такие точки: даже если нет церкви на фотографии – я всё равно вижу, что это снято человеком верующим, человеком, для которого природа – Божественное создание».

И.С. «Довольно трудно ответить на этот вопрос. У нас как-то всё очень естественно получается. Естественно мы полюбили фотографию, естественно познакомились, естественно дальше выбирались темы, сами собой. Так, очевидно, и съёмка – это как-то само собой получается. Тут нет никакой натуги, мы так видим, так чувствуем. Боюсь быть банальной, но мы действительно очень любим людей. Понимаете, они нам интересны, кого бы мы ни снимали. Это может быть старая древняя старушка у русской печи с ухватом, печальная, и подпись: «Наша жизнь – одни горя». Или наоборот – какой-нибудь здоровый, счастливый молодой человек, молодая девушка, на которую все засматриваются…»

Фрагменты интервью Ирины Стин и Анатолия Фирсова, данного Савве Ямщикову. (Опубликовано в № 8 газеты «Завтра», февраль 2005 г.)