Медиакарта
15:28 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Станет ли суд храмом правосудия?

Станет ли суд храмом правосудия?
16:05 | 24 февраля 2012
Источник: Красное знамя

Судебная реформа в России которая продолжается более 20 лет. Какие перемены уже произошли в российской судебной системе? Каковы новые задачи судебной власти? Об этом и многом другом беседуем с председателем Тюменского районного суда Тюменской области Александром ВЕЛИЧКО.

  • Александр Николаевич, что представляла собой система правосудия, сложившаяся к началу реформы: каковы достоинства и недостатки той системы?

  • Первая концепция судебной реформы была разработана в 1989 году, а в действие вступила в 1991 году.

До вступления в действие нового уголовно-процессуального кодекса, в СССР функционировали народные суды, привлекавшие граждан участвовать в процессе в качестве народных заседателей.

Раньше было три инстанции: к первой инстанции относились районные суды, ко второй (кассационной) - областные и к третьей (надзорной) - Верховный суд или Президиум областного суда.

Один из недостатков советской системы правосудия - непрофессионализм народных заседателей и их "прохладное" отношение к обязанностям. Отсутствие базовых правовых знаний делало их сторонними наблюдателям. За спиной их называли "кивалы", потому что они давали ответ, особо не задумываясь над вопросом.

Достоинство заключается в том, что та система была чётко структурирована - имелась устойчивая судебная практика, стабильная в применении.

  • Какие факторы обусловили потребность в реорганизации судебно-правовых институтов России?

  • Прежде всего, это связано с расширением круга гражданских правоотношений. Появилась частная собственность, различные формы организации предприятий (ОАО, ЗАО, ООО), стали чаще заключаться сделки (в том числе, о купле-продаже земли и т.п.)

Когда государство перешло на новую систему правовых отношений, возникла потребность в новом способе их регулирования. Был отменён институт народных заседателей, появился институт мировых судей.

По уголовным делам произошло усложнение криминальной составляющей преступлений (махинации, вымогательства и т.д.). Создание новых гражданских институтов, изменение социальных основ общественной жизни - всё это обусловило потребность в реорганизации судебной системы.

  • В чём особенности складывающейся судебной системы?

  • Появление мировых судей и создание апелляционной системы. Безусловно, это не новое изобретение, ведь эти институты существовали и до советских времён. Но возвращение их произошло с учётом изменений, происходящих в обществе.

  • Как будет строиться организация судебного надзора?

  • Существует элемент судебного надзора за следствием (граждане имеют право обжаловать действия следственного органа в суде). В гражданско-процессуальном кодексе тоже есть контрольная функция: обжалование действий и решений должностных лиц и принятых ими нормативных актов.

Сейчас принят Федеральный закон об ответственности за необоснованно длительное рассмотрение дел в судах. На председателя суда возлагается функция рассмотрения и принятия решения. Это является внутренним контролем.

  • Судебная реформа продолжается в нашей стране уже 20 лет. Срок вполне достаточный для становления нового суда. Тем не менее, значительное число решений по обращениям россиян в Европейский суд по правам человека выносится не в пользу нашего государства. С чем это связано?

  • Все решения европейского суда сводятся к тому, что нас они наказывают за неисполнение наших же законов. Однако по этим решениям нельзя делать вывод о плохом качестве нашей системы судопроизводства.

Ни в одной стране мира гражданское дело не рассматривается за два месяца. Страдает система состязательности: адвокат не имеет возможности собирать доказательства. А взять, к примеру, наше уголовное законодательство. Уголовный кодекс был принят 1996 году, а за последние 10 лет в него было внесено более тысячи поправок!

Европа нам говорит: "Меняйте законодательство" и постоянно указывает на наши недостатки. Да, Верховный суд обладает правом законодательной инициативы и регулярно выходит в Госдуму с проектами, но они либо годами лежат под сукном, либо вообще не рассматриваются.

В общем, все критикуют нашу судебную систему, но никто при этом не обсуждает качество российского законодательного процесса.

  • Ещё А.Ф.Кони отмечал, что к судье следует предъявлять высокие требования не только в смысле знания и умения, но и в смысле характера: "Требовать от него героизма невозможно. Отсюда необходимо оградить его от условий, дающих основание к развитию малодушия и вынужденной угодливости". Как судебная реформа решает проблему ограждения судьи от тлетворных влияний?

  • Возможность влияния на решение судьи сегодня практически сведена на "нет". Безусловно, судьи - это обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Но сейчас более остро стоит другая проблема - где набрать профессиональные кадры? Если в середине девяностых на вакантную должность судьи было по 12 заявлений, то сейчас мы и одного-то найти не можем - слишком низкая зарплата. Зато нагрузка и ответственность - непомерные.

  • Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы в России", начатая в 2007 году, завершилась в 2011. Приоритетное направление этой программы - информатизация судебной системы с целью сделать её более открытой и оперативной. Каковы успехи Тюменского районного суда в реализации этого направления?

  • Мы создали сайт суда, где можно найти всю информацию о нашей деятельности: история создания районного суда, нормативно-правовая база, согласно которой мы работаем, график работы, дела, назначенные к слушанию, решения, вступившие в законную силу, и т.п.

Человек теперь самостоятельно может написать исковое заявление, посмотрев на сайте образцы и инструкции по делопроизводству.

В нашем суде также есть общественная приёмная, но консультаций при этом суд не даёт (по закону - не имеем права). Кстати, когда обращаетесь к адвокату, помните: первое, что он должен сделать, это назвать норму закона, по которой нарушены ваши права. И ещё - любая юридическая консультация должна иметь письменное подкрепление.

На сайте также можно задавать вопросы, касающиеся деятельности правоохранительных органов и суда (tumensky.tum.sudrf.ru)

  • Считаете ли вы общественный контроль гарантией независимости судопроизводства? Какой вам представляется процедура осуществления общественного контроля?

  • Надо сказать, что российская судебная система - самая открытая в мире. На Западе вообще исключается всякая возможность взаимодействия судьи с гражданами. Там запрещается вести на процессе фото- и видеосъёмку. У нас

  • всё это разрешено, бывает, даже аудио- запись ведут во время заседания. Словом, мы полностью открыты для общества.

Общественный контроль может осуществляться только с помощью законных средств. Общество имеет право реагировать на закон (но не на решение суда) через общественные институты, ту же прессу. Имеется претензия к законодательству - выходите непосредственно на законодательный орган. Давать оценку по решениям суда может только вышестоящая инстанция в строго процессуальном порядке.

Общественный контроль с созданием какой-либо надсудебной структуры - не законен, нецелесообразен и не послужит ступенью к развитию российской судебной системы.

  • Спасибо за беседу.

Кристина ТРЕТЬЯКОВА.