Судебная реформа в России которая продолжается более 20 лет.
Какие перемены уже произошли в российской судебной системе? Каковы новые
задачи судебной власти? Об этом и многом другом беседуем с председателем
Тюменского районного суда Тюменской области Александром ВЕЛИЧКО.
-
Александр Николаевич, что представляла собой система правосудия,
сложившаяся к началу реформы: каковы достоинства и недостатки той
системы?
-
Первая концепция судебной реформы была разработана в 1989 году, а в
действие вступила в 1991 году.
До вступления в действие нового уголовно-процессуального кодекса, в СССР
функционировали народные суды, привлекавшие граждан участвовать в
процессе в качестве народных заседателей.
Раньше было три инстанции: к первой инстанции относились районные суды,
ко второй (кассационной) - областные и к третьей (надзорной) - Верховный
суд или Президиум областного суда.
Один из недостатков советской системы правосудия - непрофессионализм
народных заседателей и их "прохладное" отношение к обязанностям.
Отсутствие базовых правовых знаний делало их сторонними наблюдателям. За
спиной их называли "кивалы", потому что они давали ответ, особо не
задумываясь над вопросом.
Достоинство заключается в том, что та система была чётко структурирована
- имелась устойчивая судебная практика, стабильная в применении.
-
Какие факторы обусловили потребность в реорганизации судебно-правовых
институтов России?
-
Прежде всего, это связано с расширением круга гражданских
правоотношений. Появилась частная собственность, различные формы
организации предприятий (ОАО, ЗАО, ООО), стали чаще заключаться сделки
(в том числе, о купле-продаже земли и т.п.)
Когда государство перешло на новую систему правовых отношений, возникла
потребность в новом способе их регулирования. Был отменён институт
народных заседателей, появился институт мировых судей.
По уголовным делам произошло усложнение криминальной составляющей
преступлений (махинации, вымогательства и т.д.). Создание новых
гражданских институтов, изменение социальных основ общественной жизни -
всё это обусловило потребность в реорганизации судебной системы.
-
В чём особенности складывающейся судебной системы?
-
Появление мировых судей и создание апелляционной системы. Безусловно,
это не новое изобретение, ведь эти институты существовали и до советских
времён. Но возвращение их произошло с учётом изменений, происходящих в
обществе.
-
Как будет строиться организация судебного надзора?
-
Существует элемент судебного надзора за следствием (граждане имеют
право обжаловать действия следственного органа в суде). В
гражданско-процессуальном кодексе тоже есть контрольная функция:
обжалование действий и решений должностных лиц и принятых ими
нормативных актов.
Сейчас принят Федеральный закон об ответственности за необоснованно
длительное рассмотрение дел в судах. На председателя суда возлагается
функция рассмотрения и принятия решения. Это является внутренним
контролем.
-
Судебная реформа продолжается в нашей стране уже 20 лет. Срок вполне
достаточный для становления нового суда. Тем не менее, значительное
число решений по обращениям россиян в Европейский суд по правам человека
выносится не в пользу нашего государства. С чем это связано?
-
Все решения европейского суда сводятся к тому, что нас они наказывают
за неисполнение наших же законов. Однако по этим решениям нельзя делать
вывод о плохом качестве нашей системы судопроизводства.
Ни в одной стране мира гражданское дело не рассматривается за два
месяца. Страдает система состязательности: адвокат не имеет возможности
собирать доказательства. А взять, к примеру, наше уголовное
законодательство. Уголовный кодекс был принят 1996 году, а за последние
10 лет в него было внесено более тысячи поправок!
Европа нам говорит: "Меняйте законодательство" и постоянно указывает на
наши недостатки. Да, Верховный суд обладает правом законодательной
инициативы и регулярно выходит в Госдуму с проектами, но они либо годами
лежат под сукном, либо вообще не рассматриваются.
В общем, все критикуют нашу судебную систему, но никто при этом не
обсуждает качество российского законодательного процесса.
-
Ещё А.Ф.Кони отмечал, что к судье следует предъявлять высокие
требования не только в смысле знания и умения, но и в смысле характера:
"Требовать от него героизма невозможно. Отсюда необходимо оградить его
от условий, дающих основание к развитию малодушия и вынужденной
угодливости". Как судебная реформа решает проблему ограждения судьи от
тлетворных влияний?
-
Возможность влияния на решение судьи сегодня практически сведена на
"нет". Безусловно, судьи - это обычные люди со своими достоинствами и
недостатками. Но сейчас более остро стоит другая проблема - где набрать
профессиональные кадры? Если в середине девяностых на вакантную
должность судьи было по 12 заявлений, то сейчас мы и одного-то найти не
можем - слишком низкая зарплата. Зато нагрузка и ответственность -
непомерные.
-
Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы в России",
начатая в 2007 году, завершилась в 2011. Приоритетное направление этой
программы - информатизация судебной системы с целью сделать её более
открытой и оперативной. Каковы успехи Тюменского районного суда в
реализации этого направления?
-
Мы создали сайт суда, где можно найти всю информацию о нашей
деятельности: история создания районного суда, нормативно-правовая база,
согласно которой мы работаем, график работы, дела, назначенные к
слушанию, решения, вступившие в законную силу, и т.п.
Человек теперь самостоятельно может написать исковое заявление,
посмотрев на сайте образцы и инструкции по делопроизводству.
В нашем суде также есть общественная приёмная, но консультаций при этом
суд не даёт (по закону - не имеем права). Кстати, когда обращаетесь к
адвокату, помните: первое, что он должен сделать, это назвать норму
закона, по которой нарушены ваши права. И ещё - любая юридическая
консультация должна иметь письменное подкрепление.
На сайте также можно задавать вопросы, касающиеся деятельности
правоохранительных органов и суда (tumensky.tum.sudrf.ru)
-
Считаете ли вы общественный контроль гарантией независимости
судопроизводства? Какой вам представляется процедура осуществления
общественного контроля?
-
Надо сказать, что российская судебная система - самая открытая в мире.
На Западе вообще исключается всякая возможность взаимодействия судьи с
гражданами. Там запрещается вести на процессе фото- и видеосъёмку. У нас
- всё это разрешено, бывает, даже аудио- запись ведут во время
заседания. Словом, мы полностью открыты для общества.
Общественный контроль может осуществляться только с помощью законных
средств. Общество имеет право реагировать на закон (но не на решение
суда) через общественные институты, ту же прессу. Имеется претензия к
законодательству - выходите непосредственно на законодательный орган.
Давать оценку по решениям суда может только вышестоящая инстанция в
строго процессуальном порядке.
Общественный контроль с созданием какой-либо надсудебной структуры - не
законен, нецелесообразен и не послужит ступенью к развитию российской
судебной системы.
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.