В тюменском Доме кино «Космос» прошел джазовый концерт американской певицы Шарон Кларк с квартетом Алексея Черемизова из Санкт-Петербурга. Выступление продюсировал руководитель ООО «Овация», большой поклонник джаза Вадим Швец. Андрей Половко (тенор-саксофон), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), Ильдар Нафигов (барабаны) и руководитель ансамбля (фортепиано) сыграли вступление, после которого на сцену вышла известная в джазовом мире вокалистка, хорошо знакомая и российской публике. Шарон начала со знаменитейшей темы Рея Нобля «Cherokee», написанной им в 1938 году. Средняя часть «B» (бридж, или «бэшка») стандартного джазового квадрата этой композиции по схеме «AABA» несколько удлинена, но, и это главное, написана в четырех (!) тональностях. Таких находок не очень много в джазе. Напомню, что «Cherokee» стала программной вещью главного бопера Чарли Паркера (альт-саксофон), получив название «Koko», и неизменно вызывала восторг слушателей. Именно здесь великий Паркер почувствовал, как надо играть боп (стиль джаза).
Вокал Шарон был великолепен! И публика это сразу почувствовала. В чем же здесь дело? Понятно, что были, в том числе, своеобразная джазовая импровизация, глубокое проникновение в тему, лирика и драматизм. Но самое важное состояло в том, что певица мастерски использовала динамику звука, то увеличивая его силу (crescendo), то уменьшая (diminuendo). Разумеется, такая технология исполнения известна давно, но в джазе – это редкость.
Мой друг альтист Вячеслав Врублевский, будучи аранжировщиком в «Крунинг-джазе», где мы вместе играли, постоянно требовал такой динамики от солистов и ансамбля в целом. Однажды мы были на гастролях в Санкт-Петербурге, и с музыкантами этого города, которые выступали в одном концерте с нами, зашел разговор о динамике. «Крунинг-джаз» получил примерно такой ответ: «Ребята, гуляйте! В джазе играют только громко!»
Неизгладимое впечатление произвел дуэт Шарон с контрабасом при исполнении темы Джорджа Гершвина «But Not For Me» («Не для меня»). Далее певица исполнила много замечательных стандартов, таких, как «Satin Doll» («Атласная кукла») Билли Стрейнхорна и Дюка Эллингтона, «Autumn Leaves» («Опавшие листья») Жозефа Косма, «One Note Samba» («Самба одной ноты») Антонио Карлоса Жобима. А балладу Вальтера Гросса «Tenderly» («Нежно») Шарон Кларк посвятила «Lady Jazz» Тюмени Инге Лударевой. Наша землячка была в зале и после приглашения вышла на сцену, спев в дуэте боссанову Жобима «Girle From Ipanema» («Девушка из Ипанимы»). Это было очень музыкально и трогательно… Певицы так красиво вместе смотрелись!
Надо отметить, что Шарон в высшей степени интеллигентный человек и просто блестяще ведет себя на сцене. Она подбадривает музыкантов (которые играют без нот и органично вплетаются в музыкальную ткань композиций) горячо реагирует на каждый удачный импровизационный ход солиста и улыбается публике. Она проста и в высшей степени харизматична, от нее идут тепло и радость.
Спасибо, Шарон Кларк! Спасибо музыкантам! Спасибо Инге и Вадиму за настоящий джаз!