Ночлежный дом. Построен на средства действительного статского советника Николая Давыдовского в 1903 году.
В начале XX века в Тюмени работало два ночлежных дома, но сведения сохранились лишь об одном, каменном, что расположен на улице Даудельной – в черте всем известного больничного комплекса. Второй, по предположениям краеведов, был деревянным и до наших дней попросту не дожил.
… Горожане о первоначальном предназначении двухэтажного каменного здания на Даудельной не знают – не мудрено, много лет прошло с тех пор, как его открыли. Но если сказать, что это ночлежный дом, начинают шутить: мол, как был более ста лет назад ночлежкой, так ею и остался. Намекают на то, что памятник архитектуры находится в стадии «заморозки», то есть, много лет не реставрируется. Заходят сюда те, у кого своего дома нет, бывает, что действительно ночуют. Хотя теперь здесь не кормят и коек не предлагают.
Ночлежный дом, тем не менее, тюменским краеведам известен хорошо. Скорее всего, потому, что имя действительного статского советника Николая Ивановича Давыдовского, пожертвовавшего на строительство двадцать тысяч рублей, сохранилось в архивных документах. Во многом – благодаря его супруге, открывшей в Тюмени знаменитый пивоваренный завод, который конкурировал в те годы даже со столичными пивоварнями. В 1909 году на международных выставках в Лондоне и Милане завод Давыдовской получил за качество не только Большую золотую медаль, но и самые престижные награды – Гран-при и Большой почетный кубок.
Располагался завод на улице Громовской (сегодня – Циолковского), на самой окраине города, в районе, который назывался Тычковка. Семья Давыдовских имела в Тюмени каменный дом с флигелем на сегодняшней улице Хохрякова (флигель сохранился до наших дней).
Словом, Давыдовские были состоятельными людьми и могли позволить себе помогать беднякам. В частности, тем, у кого не было дома. Чаще всего ими оказывались погорельцы, которых в деревянной Тюмени начала прошлого столетия было немало.
Историки и краеведы не дают сведений о том, сколько человек одновременно мог принять ночлежный дом Давыдовского. Но судя по коридорной схеме внутренней планировки, которая почти полностью сохранилась, можно сказать, что это примерно два десятка человек, может, чуть больше. В комнатах стояли кровати и кое-какая дешевая мебель. Наверное, она создавала контраст с общим обликом здания, которое по тем меркам считалось дорогим, основательным и богатым. Выстроенное в стиле классицизма, украшенное ризалитом, пилястрами, множественными «поясками» и карнизом с мелкими зубчиками.
Статский советник Давыдовский аккуратно содержал свой ночлежный дом, ежегодно выделяя на него деньги вплоть до 1915 года. Но о том, кто работал в ночлежке, к сожалению, сведений не сохранилось.
… А пока варилось пиво и горели дома, в Тюмени стало появляться все больше раненых солдат Первой мировой войны, и возникла необходимость строительства каменной больницы – рядышком с ночлежным домом. Случайность это? Или ночлежку заранее собирались использовать как место для реабилитации пациентов?
Комплекс на Даудельной начал возводить Андрей Текутьев. В том, что городу необходима каменная больница, его убедил один из немногих врачей, работавших тогда в Тюмени, - Александр Гасилов. Текутьев, в свою очередь, сообщил в Тюменскую Думу, что заготовил за свой счет кирпич и некоторые материалы, поэтому может заняться ее устройством. Однако завершить начатое не успел, умер в 1916 году, когда готов был фундамент, да начали тянуться ввысь стены медучреждения.
Андрей Текутьев оставил на достройку 25 тысяч рублей, а на содержание больницы – еще столько же: деньги было велено положить в банк, а содержать больницу на проценты.
В эти годы ночлежный дом в некоторой степени поменял специфику своей работы: здесь стало меньше погорельцев, зато комнаты заполнились ранеными, поправляющимися после сложных операций, которые в Тюмени только-только начали проводить. Понемногу об изначальном предназначении ночлежного дома позабыли, приспособили под более насущные нужды. Он стал неотъемлемой частью больничного комплекса на улице Даудельной.