На заводе «Тюменьремдормаш», где изготовляют ограждения, опоры освещения и прочую продукцию для дорожной инфраструктуры, мы бываем с регулярностью раз в год. За время, прошедшее с последней встречи, у завода только увеличилось число заказчиков.
Так, скалыватель льда, устанавливаемый на дорожную технику в качестве насадки и в свое время отмеченный бывшим главой администрации города Евгением Куйвашевым, заинтересовал специалистов Казахстана. Главный конструктор предприятия Николай Рыжов усовершенствовал модель, так что теперь агрегат не просто крутится и колет лед ножами из высоколегированной стали, но и повторяет рисунок «мишени» – в небольших ямках на дорожном полотне не будет наледи.
В Казахстан завод отправит 25 таких насадок. За сборкой одной из них мы застали мастера Анатолия Еловикова.
Он на разговоры не отвлекается и прикручивает гайки в похожем на большую оранжевую гусеницу новом агрегате. На сборку модели, состоящей из металлического каркаса, пружин и тех самых ножей, напоминающих… ножки у тумбочки, у него с помощником Андреем Андреевым уходит десять дней.
Рейхан Эфеоглу говорит, что русские рабочие очень трудолюбивы. Может быть, этим объясняется неразговорчивость мастеров? Рейхан – специалист из Турции, приехавший на завод для наладки гибочного пресса. Это оборудование позволяет изготовлять конические опоры освещения – гнут цельный металлический лист, скрепляют края на сварочном манипуляторе, затем начинается ручная работа.
Сергей Маркин вкручивает в 12-метровые опоры крепежные болты для фонарей. Он – в очках, сдвинутых на нос, с густыми усами, на лбу – глубокие морщины. Производит впечатление человека, который работает на заводе со дня его основания. Однако неожиданно Маркин перенаправляет нас к «ребятам со стажем», и указывает на совсем молодых с виду рабочих.
Один из них – Вячеслав Макаров, на вид ему лет 25. Больше пяти лет он работает на заводе, на сверлильном станке зенкует отверстия в грейдерных ножах, то есть делает в металле воронки, чтобы там могли спрятаться головки болтов. Готовую металлическую деталь с силой отталкивает в сторону, и та, хоть и грохочет, но не падает, а занимает свое место в стопке. В уверенности, с которой Вячеслав проделывает эту операцию, и угадывается опыт работника – он точно знает, что деталь не соскользнет и не рухнет на пол.
Вообще, на заводе большинство тех, кто встретился на нашем пути, выглядят лет на тридцать, не больше. Здесь они обкатываются, набирают опыт и приобретают форму, словно… то самое дорожное ограждение, производством которого также занимается завод.
Происходит вот что. Металлический лист проходит через станок, состоящий из ленты и нескольких комплектов валов. Они последовательно продавливают металл, и постепенно полоса ограждения становится волнообразной – такой, какой мы видим ее на дорогах. Правда, чтобы она приобрела необходимую прочность, ее еще надо покрыть слоем цинка, что и делается в цехе горячего оцинкования…
Кроме дорожной техники, опор освещения, барьерного ограждения и любых других изделий из стали – что пожелает заказчик, – завод производит дорожные знаки. После цехов, наполненных одними мужчинами, я заранее предчувствую, что этим делом занимаются женщины. В цехах стоит шум станков, а в их кабинетах – тишина. В углу стоят рулоны разноцветной пленки, напоминающие мотки ткани.
Знаки изготовляют двумя способами. Массовые, широко распространенные, вроде «Пешеходный переход» или «Въезд запрещен», делают по трафарету методом шелкографии – печатают краской через шелк на светоотражающей пленке. Затем полученный рисунок наклеивают на стальную заготовку. А вот индивидуальные знаки – вроде указателей населенных пунктов или нового «Пропустите пешехода!» – приходится собирать по частям, как аппликацию.
Елена Саганович демонстрирует нам, как из заготовки получается знак: наклеивает на сталь сначала синюю пленку, затем клеит белую кайму. Работа ей нравится, в ней больше творчества, чем при изготовлении популярных знаков – там в месяц их печатают до трех тысяч штук. А здесь каждый знак индивидуален. Начальник производства Наталья Лось в качестве примера показывает нам табличку на бензовоз: каждый элемент в ней – красный и оранжевый фоны, цифры, рисунок – напечатаны и вклеены в знак по отдельности.
Наш фотограф Галина, впечатленная увиденным, тут же загорается желанием поставить себе какой-нибудь знак в квартире. Генеральный директор завода Алексей Рагозин говорит: «Без проблем – приходите, выслушаем, договоримся!»
Так у завода «Тюменьремдормаш» появляется еще один новый заказчик.