Медиакарта
16:34 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Заикающийся ребёнок: причины и «борьба» с дефектом речи

00:11 | 03 марта 2012
Источник: Сельская новь

Проблема преодоления заикания у детей до сих пор остаётся актуальной. Для дошкольников это расстройство речи, как правило, является источником постоянных и мучительных переживаний, а часто и причиной ухудшения успеваемости.

Заикающиеся дошколята нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда нервная система, слуходвигательные и речевые системы мозга ещё не окрепли, а также в 7 лет.

Благоприятную почву для возникновения заикания представляет ряд обстоятельств. Ближайшими производящими причинами заикания являются: испуг, внезапное изменение обстановки, страх, даже во сне, боязнь темноты, одиночества, ожидаемого наказания или прихода «страшного дяди», которым часто запугивают родители незасыпающего ребёнка и т.п. Например, один ребёнок стал заикаться, увидев, как Дед Мороз снял маску и превратился в его собственного папу.

Заикание у детей в старшем возрасте, особенно у нервных, может произойти из-за болезненного самовнушения, нередко «при помощи» окружающих и вследствие неудач в речи (искажение звука, трудность выразить свою мысль словами и т.п.). Случайные остановки, запинки вызывают у таких детей уверенность, что это и в будущем повторится. У некоторых дошкольников подобное происходит от чрезвычайно быстрой речи: ребёнок торопится, подражая быстрой речи окружающих и стремясь, в силу своей повышенной возбудимости, быстро высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках и, как следствие, начинает заикаться.

Физические травмы (ушибы головы, падение с высоты) нередко также вызывают нарушение мозговой функции даже у детей с крепкими нервами. И здесь очевидно действие нервной травмы.

Нередко заикание вызывается инфекционными заболеваниями: коклюшем, нарушающим дыхание и вызывающим страх перед припадком; глистами, истощающими ребёнка, раздражающими нервную систему и отравляющими мозг токсинами и т.п.

Бывает, что левши, когда их насильно переучивают владеть правой рукой, начинают заикаться: нарушаются уже установившиеся в мозгу координации и связи речевых движений с движениями руки и всего тела. В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи. Заикание иногда появляется в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера. Например, папа предлагает ребёнку погулять, а мама запрещает: «Не смей идти – опять перемажешься в грязи». В результате у неуравновешенного ребёнка может произойти нервный срыв (истерика) и – заикание.

Нередко этот дефект речи при указанных условиях мозговой деятельности вызывается длительными неприятными эмоциональными состояниями (ожидание наказания, ревность). Например, ребёнок-лакомка в отсутствие родителей разбил банку с вареньем. Проходит день, два, три. Мать не обнаруживает «несчастья», а ребёнок нервничает, плохо спит, отвечает невпопад. Наконец, родители замечают, что их сын стал заикаться. Иногда заикание также может случиться из-за ревности первенца в отношении появившегося братца или сестрицы.

Следует воздержаться от досрочного обучения заикающегося ребёнка иностранному языку – заикание может усилиться (особенно при строгих требованиях со стороны обучающего). Однако не стоит пугаться. Известно, что не всегда раздражители, о которых шла речь выше, вызывают у ребёнка заикание. Многие дети пугаются, падают с высоты, ... но после этого не заикаются. Всё зависит от состояния нервной системы ребёнка.

Не является ли заикание наследственным? Нет. По наследству может передаться лишь неполноценность нервной системы.

Итак, первое, что необходимо сделать – это найти как можно быстрее детский сад для детей с заиканием либо логопеда для занятий с ребёнком.

Ограничивайте, по возможности, время просмотра заикающимся ребёнком телепередач, особенно тех, которые не соответствуют его возрасту. Это утомляет его нервную систему. Не читайте ему слишком страшных сказок и книг.

Не перегружайте заикающегося ребёнка большим количеством информации или новых впечатлений. Не запугивайте его, когда наказываете. Не оставляйте одного, особенно в тёмной комнате. В качестве наказания можно просто попросить его посидеть спокойно на стуле, лишить на какое-то время развлечений. Говорите с заикающимся ребёнком чётко, плавно, но не по слогам. Тщательно проговаривайте каждое слово. Не принуждайте его к участию в публичных речевых выступлениях.

Заикающемуся ребёнку полезны занятия пением, музыкой и танцами, развивающие правильное речевое дыхание и чувство ритма.

Автор: И. Солнцева, учитель-логопед МАДОУ д/с «Теремок» с. Абатское