Медиакарта
18:38 | 5 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

На грани шутки и шока

Прием заявок на участие в третьем Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд» продолжается. И организаторы решили подстегнуть интерес участников, организовав закрытый показ лучших роликов прошлых лет. На сегодня к участию в конкурсе заявлено около ста работ, но сотрудники областного департамента по спорту и молодежной политике по опыту знают – большинство авторов приносит свои творения в последний момент. Так что идея продемонстрировать ролики-победители различных российских и зарубежных конкурсов в качестве примера всем показалась удачной. – Мы сразу достигаем двух целей: напоминаем горожанам, что прием заявок продолжается до 31 марта, и заодно знакомим участников с тем, какой может и должна быть социальная реклама, – рассказывает один из организаторов проекта - Мария Бабина. На показе также присутствовали победители прошлогоднего «Нового взгляда». Михаилу Матюхину успех принес ролик «Спичка», длящийся всего 16 секунд и сделанный из 116 фотографий. – Я учусь в ТюмГАСУ, и, когда в университет пришла бумага с правилами конкурса, ее отдали мне, – рассказывает Михаил. – Посмотрел работы предыдущего года и захотел поучаствовать. Вообще, такое направление, как социальная реклама, для меня было в новинку. Раньше я занимался преимущественно созданием видеоклипов. Но такая реклама несет в себе смысл, и это меня привлекло. А сюжет ролика прост – в нем горит спичка. И все! Однако в незамысловатое действо автор вложил свой смысл – человеку не стоит прожигать свою жизнь, ведь она так скоротечна. Дополнительной аллегорией, по мнению Михаила Матюхина, служит то, что обугленная спичка похожа на стилизованную фигурку человека. Девятиклассник из школы N 93 Матвей Песков также стал победителем прошлогоднего конкурса. Он сам научился создавать мультфильмы, делая из пластилина героев и монтируя запись. – Я уже три года участвую в конкурсе «Шаг в будущее». Но там у меня в основном были развлекательные мультики, а хотелось сделать что-то такое, что заставит зрителя задуматься, – говорит Матвей. – Первое, что пришло на ум в этом направлении, – социальная реклама. Я залез в Интернет, нашел сайт «Нового взгляда», почитал и решил попробовать. Снял 15 мультфильмов – по одному практически на каждую тему. Победу юному мультипликатору принес ролик «Как мы лишаемся совести». В нем при помощи абстрактных изображений показывается, как пороки уничтожают человека. В начале сюжета Совесть - белая, но под давлением Наглости, Хитрости, Лени и Вредных привычек она темнеет, а затем умирает. … Формат показа предусматривал не только просмотр роликов, но и их обсуждение. Завладеть свободным микрофоном мог любой желающий. Правда, в итоге дискуссия свелась к единственной теме: какая социальная реклама лучше действует на сознание человека – юмористическая или шокирующая? Свои доводы приводили как приглашенные профессиональные режиссеры, так и участники конкурса. Студентка нефтегазового университета Юлия сказала о том, что смешные ролики хорошо запоминаются, а значит, их смысл остается в сознании посмотревшего. В качестве примера она привела только что продемонстрированную работу под названием «Помоги полицейскому стать героем», в которой под бодрую музыку полноватый страж порядка принимал комично-пафосные позы. Суть ролика заключается в том, что те, кто носит погоны, и рады бы были проявить свой героизм, но люди редко звонят в полицию, даже если на их глазах происходят противоправные действия… Однако, когда Юлию попросили ответить, побудила ли лично ее такая реклама обращаться к полицейским чаще, девушка смешалась и ответила невнятно. Нашлись и представители альтернативной точки зрения – только шокирующая реклама может достаточно сильно влиять на подсознание человека и побуждать его к чему-либо! Сразу несколько девушек заявили, что продемонстрированный ролик, призывающий бороться с раком груди, впечатлил их своим пугающим видеорядом. В сюжете под названием «Стоп…» показывали со спины молодую девушку с красивой фигурой, одетую лишь в шортики. Героиня некоторое время прихорашивалась перед зеркалом, но, когда камера сменила угол обзора и показала девушку спереди, оказалось, что… груди у нее просто нет! Благодаря качественной работе оператора, завораживающей музыке и эффекту внезапности зрелище и впрямь вышло пугающим. Многие из присутствовавших на показе дам признались, что за повседневными заботами забывают о том, что нужно регулярно посещать маммолога, или бесконечно откладывают этот визит. И согласились, что именно внезапное чувство страха за свои здоровье и красоту может побудить их прийти на прием к врачу. Спор о том, какая же все-таки реклама действеннее, еще не раз стихийно возникал во время показа. Приводились разные аргументы, в качестве примеров брались только что показанные ролики и реклама, демонстрируемая по телевидению. Однако лучший итог, на мой взгляд, подвел директор областного информационного аналитического центра Андрей Михайлов. – Дело не в том, страшная реклама или смешная, – сказал он. – Важно, чтобы она не просто констатировала какой-то факт, а побуждала к переменам. Для этого нужно всем известную проблему показать под новым, необычным углом зрения. … Вопрос о том, нужна ли вообще социальная реклама, во время обсуждения не поднимался вовсе. В том, что, правильно снятая, она способна принести пользу, не сомневался никто.

Автор: Дарья Ровбут