Образование – одна из самых динамично развивающихся отраслей в инфраструктуре Тобольска
Чтобы подробнее узнать о главных свершениях в области образования за последние несколько лет, мы обратились к директорам школ и представителям комитета по образованию.
Стандарты в деле
С 1 сентября 2011 года во всех 50 первых классах города были введены новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС). Больше тысячи вчерашних дошколят начали получать знания не только по предмету, но и учиться уверенно выходить из жизненных ситуаций, ориентироваться в море информации.
Подготовка к переходу на ФГОС начального общего образования успешно велась в течение прошлого учебного года на базе пилотной площадки – школы № 16. По словам директора школы Сергея Корепанова, сейчас юные «первооткрыватели» учатся во втором классе и продолжают заниматься по новым требованиям.
Помощь коллег
Широкое распространение получают ресурсные центры для подготовки учителей по различным направлениям. К примеру, в школе № 12 консультируют и обучают педагогов, занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как рассказывает директор учреждения Ольга Коскина, школа в этом плане активно взаимодействует со специалистами ТюмГНГУ и ТГСПА, которые периодически организуют практические семинары для учителей.
На данный момент восемь педагогов школы № 12 обучают дистанционно пятерых детей, испытывающих трудности со здоровьем. Для учеников предусмотрено рабочее место, включающее компьютер, оргтехнику и программное обеспечение, подобранное в соответствие с проблемами здоровья каждого школьника. Благодаря этому ученики, не выходя из дома, через Интернет, общаются с учителем, изучают новый материал, получают домашнее задание и присутствуют на уроке online.
Дорогу талантам
В городе активно ведётся поддержка талантливых учеников. В рамках программы развития «Лицей – школа успеха» в лицее функционирует научное общество учеников «Эврика», а исследовательскую работу ребят координирует орган школьного самоуправления – совет науковедов.
По сообщению исполняющей обязанности директора лицея Марины Соломатовой, ключевое звено работы с одарёнными детьми – активизация их участия в олимпиадах. «В этом году в олимпиадах различных уровней приняло участие 467 лицеистов, 12 из них удостоены званий победителей и призёров городского этапа всероссийских интеллектуальных соревнований», – пояснила она.
В числе трёх ведущих исследовательских программ школы – проект по робототехнике и искусственному интеллекту «Малое Сколково». Результатом работы кружка стала победа его воспитанников на чемпионате УрФО по робототехнике.
Профильные классы
Школы активно сотрудничают с вузами и предприятиями Тобольска в плане профильной подготовки старшеклассников. К примеру, школа № 17 на базе филиала ТюмГНГУ готовит будущих учёных и специалистов на элективных курсах по химии и физике, а также взаимодействует с «Тобольск-Нефтехимом». При материальной поддержке предприятия здесь была открыта химико-технологическая лаборатория.
Партнёрство школы № 13 и ТюмГНГУ началось с заключения трёхстороннего договора о совместной деятельности комитета по образованию, института и школы. Теперь для десятиклассников здесь ведут курсы «Деловая карьера и её организация», «Основы менеджмента» и « Основы маркетинга».
«Учителя и учащиеся присутствовали на торжественном открытии центра математического и компьютерного образования, – рассказала директор школы № 13 Наталья Кропачева. – Школьникам были вручены книжки участников центра. Каждому присвоен логин и пароль для бесплатного пользования компьютерной программой, позволяющей проводить лабораторные и практические занятия, проходить тесты».
Новые горизонты
В 2010 году была закончена реконструкция здания бывшей школы-интерната № 1. После капитального ремонта, в соответствии с новыми федеральными требованиями, она получила статус тобольского детского дома, а образовательный процесс воспитанники стали постигать на базе школы № 4.
Как рассказала директор дома Венера Бакиева, обновлённое здание полностью отвечает санитарным нормам и стандартам безопасности детей. В уютных светлых комнатах дети чувствуют себя как дома, а в свободное от учёбы время учатся готовить в мини-кухнях и занимаются творчеством в просторных игровых комнатах.
Отреставрированным зданием также обзавелась школа № 9, на подходе – школа № 5, которая откроет новенькие двери для учеников 1 сентября 2013 года.
Будущие школьники
Помимо дополнительных мест в детских садах, один из важных аспектов дошкольного образования – появление инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ».
Как сообщила Елена Берендеева, методист центра обеспечения отрасли «Образование», он объединил 457 дошколят из девяти садов. Под руководством 46 воспитателей они активно занимаются исследовательской деятельностью по четырём направлениям: познавательно-речевое, физически-оздоровительное, художественно-эстетическое, социально-личностное. «На выставке научных проектов семеро ребят презентовали свои работы и показали высокий уровень научного мышления», – подытожила Елена Юрьевна.
В итоге
За последние пять лет учебные заведения города претерпели разительные изменения. Привлекательно выглядят модные фасады и внутренняя отделка зданий. Классы оснащены новой техникой и высокоростным Интернетом, в кабинетах активно внедряют интерактивные доски и мультимедийное оборудование.
Первостепенной задачей учителей стало раскрытие талантов и способностей учеников, воспитание в них целеустремлённости, творческого начала и готовности обучаться в течение всей жизни. Немало усилий педагоги отводят вопросам здоровьесбережения детей и внеурочной деятельности школьников.
В городе больше нет проблемы с нехваткой мест в детских садах, а это значит, что каждый ребёнок теперь может беспрепятственно развиваться на всех уровнях образовательного процесса.
Юлия Шаймуратова
Юрий Попов (фото)