Областной форум «Большая перемена» подарил возможность родителям первоклассников, обучающихся по новым государственным образовательным стандартам, прожить один учебный день, как их дети. Ранним утром, отложив до вечера субботнюю уборку, с такими же, как я, родителями и учителями из посёлка отправилась в Ишимскую школу №8. Чего греха таить, со своим первоклассником в этих новоиспечённых стандартах «плаваем» уже полгода. И пока вопросов больше, чем ответов.
Первый урок – литературное чтение. Приятный голос учителя переносит в детство. Только обстановка другая: вместо закрашенных синей краской старых парт – новая мебель, комнату затемняют жалюзи, чтобы было удобно использовать интерактивную доску. И физминутку нам проводит не учитель, а компьютерный тренер – надо же, мультик с пользой для здоровья. Мы играли, раскладывая буквы на информационном поле. Буквы, звуки – не литературное чтение, а целая филологическая наука.
– Сильные ученики выполняют задание самостоятельно, кто-то пользуется подсказкой на доске. Ситуация успеха создаётся для каждого ребёнка. Главное, чтобы ученик в любом случае выполнил задание. Даём право на ошибку, выслушиваем мнение всех, так дети учатся культуре общения и культуре спора, стремятся отстаивать свою точку зрения. На таком уроке включаются все виды памяти. Как говорится в китайской притче: «Скажи мне и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь», – рассказывает учитель Ольга Михайловна Прокопьева.
Не успел прозвенеть звонок с урока, нас, гостей, тут же взяли в оборот. Подвижные игры – обязательная составляющая в режиме этой школы. Учителя утверждают, что такие перемены повышают эффективность учебных занятий. У первоклассников игры на сплочение развивают внимание и организованность.
На уроке обучения грамоте мы занялись проектной деятельностью. Итогом работы в группах стала книжка про зайца. Из трёх вариантов сложности наша группа выбрала самый простой – мы же первоклассники.
Одним из направлений внедрения стандартов второго поколения является внеурочная деятельность. Для нас провели занятие кружка «Весёлые нотки». Учитель начальных классов Вера Владимировна Старикова настроила свой синтезатор, и вот мы дружно запели: «... Совершите чудо, руку протяните. Пусть выходит, пусть выходит в люди человек». Притом никто из нас не знал слов этой песни.
– Есть такой приём – дети повторяют за мной слова в том же ритме и в том же темпе, – объяснила учитель.
Инсценировка песни гномиков заставила нас от души посмеяться. Если подобные методы раскрывают творческий потенциал даже у взрослых, что говорить о детях. Есть ли в наших голышмановских школах внеклассные занятия, развивающие сценическую культуру и артистические способности детей?
В конце учебного дня, прожитого по новым стандартам, мы попали к … психологу. Оказывается для городских школ – это обычная практика. Здесь дети снимают тревожность, занятия со специалистом помогают адаптироваться в школе, корректируются память, внимание, мышление. К этой индивидуальной работе с детьми подключается и логопед.
Во время подведения итогов встречи все накопившиеся вопросы родители и учителя смогли задать начальнику отдела общего образования департамента образования и науки Тюменской области Ирине Николаевне Поваровой. Родители голышмановской делегации в этой беседе были активными участниками. Их волнуют плотная занятость и иногда просто непосильная учебная нагрузка. Придётся ли выбирать между занятиями в центрах дополнительного образования и внеклассными занятиями в школе – ведь везде просто не успеть. Все эти проблемы предстоит нам решать в скором времени. Почему нам? Да потому, что по новым образовательным стандартам мы, родители, со школой теперь в одной связке. Нам участвовать, контролировать, взаимодействовать и помогать учителю в развитии наших детей.
Фото автора