Мы попросили нескольких членов клуба ответить на наши вопросы. Что лично вам дает участие в работе «Тюменской старины»? Какой из фактов, о которых вы узнали на заседаниях, произвел на вас наибольшее впечатление? И, наконец, какие, на ваш взгляд, проблемы есть сегодня у клуба?
Елена Никифоровна Коновалова – географ-биолог по первому образованию, по второму – библиотечный работник, кандидат исторических наук. Она - одна из основателей клуба «Тюменская старина».
– В 1987 году в библиотеке был создан отдел редкой книги, который я возглавляла. Тогда я и встретилась с Иваном Ивановичем Менуховым, он искал материалы о своем деде – участнике последней экспедиции Н.М. Пржевальского. Поиски редких фактов оказались настолько интересными, что мы решили создать клуб, который занимался бы именно этим направлением. Вот так появилась «Тюменская старина» – название пришло почти сразу. И почти сразу нас ожидали открытия.
Например, сделали мы выставку редких книг. Евгений Шерман принес, как он сказал, свою любимую – «Описание сибирского царства» Миллера, это издание середины XVIII века. Огромный фолиант об искусстве Китая принес человек, владевший китайским языком, он с удовольствием переводил нам текст. Семья тюменцев принесла рукописную книгу XVII века, принадлежавшую роду Строгановых, отмеченную надписями на страницах о том, что она – строгановская.
На заседание, посвященное Иринарху Шимановскому (он основал музей в Обдорске) мы пригласили сотрудников салехардского музея, и встреча получилась очень трогательной.
Когда мы отмечали памятную дату Павла Ивановича Рощевского, его дети приезжали из Сыктывкара, и связь с ними мы поддерживаем до сих пор.
Приятно, что наш клуб оказался интересен и другим сибирякам. Так, нас пригласили на фестиваль неформальных объединений, который проходил в Томске.
Людмила Геннадьевна Дрозд – коренная тюменка в четвертом поколении, врач по образованию, двадцать лет проработала доверенным врачом облсовпрофа.
– Работа в клубе доставляет мне огромное удовольствие. Много узнала, не только слушая других, но и принимая участие в работе над книгой «Тюменская старина», она вышла в 2006 году. В книге две моих зарисовки: одна – на основе рассказов моей мамы, Юлии Дмитриевны, о старой Тюмени, другая – о нашем земляке Александре Алябьеве.
Для второй пришлось посидеть в архивах, порыться в книгах о русской культуре XIX века. Например, я не знала, что Алябьев первым положил на музыку стихи Пушкина (Глинка и Даргомыжский сделали это уже позднее). Или что знаменитый «Соловей» был написан, когда композитор сидел в петербургской крепости по несправедливому – это уже доказано – обвинению. Сам Алябьев был большим патриотом Тобольска и считал себя настоящим сибиряком.
Многих жителей нашего края мы как бы восстановили в своих правах, извлекли их имена из забвения. Они уже перестали быть незнакомцами, они стали нам близки! Да и в истории тюменского края они заняли новое, более значительное место. Так мы можем сказать о тобольском лесничем Дунине-Горкавиче, о первом губернском агрономе Скалозубове, об ученом-географе Городкове.
И само имя города зазвучало по-другому! Тюмень, выяснилось, не была каким-то Богом забытым местечком. Здесь кипела культурная и научная жизнь, может быть, не такая яркая, как в столицах, но достаточно выразительная. Не говоря уж о хозяйственной деятельности. Это сейчас восстановлены добрые имена Текутьева, Машарова, Колокольникова, Жернакова, Чукмалдина и других. А ведь совсем недавно история старательно подправлялась, и в ней не было места людям, составлявшим экономическую элиту Сибири.
Потомки покинувших сибирскую родину после 1917 года интересуются Сибирью. Вот только один пример. В Тюмени побывала внучка тюменского купца Василия Жернакова Ольга Йокаяма, известный лингвист, профессор университета в Лос-Анджелесе, преподаватель университетов в Японии, Китае и Южной Корее. Она проявляет неподдельный интерес к родине своих предков, удивительно хорошо владеет русским языком и намерена посещать нашу страну и, в частности, Сибирь и Тюмень.
Вот хотя бы для того, чтобы узнать все это, стоит принимать участие в работе этого интересного объединения!
Аркадий Петрович Захаров работал заместителем директора СПК по торговой технике, затем был заместителем председателя комитета по управлению имуществом администрации Тюмени, теперь на пенсии.
– Я пришел на второе заседание «Тюменской старины». Меня привлекла возможность общения с интересными и творческими людьми. Именно таким было мое первое впечатление: здесь собираются люди с широким диапазоном знаний во всех отраслях. Привлекло их желание делиться своими знаниями, обмениваться мнениями, спорить, чтобы прийти к истине.
Клуб тогда работал на базе отдела редких книг в областной библиотеке, и привлекала возможность потрогать эти удивительные издания, почитать, сделать выписки. И вот благодаря клубу мне удалось написать краеведческую книгу о связи творчества Пушкина с нашим краем – «На неведомых дорожках». «Тюменская старина» даже делегировала меня на учредительную конференцию Всесоюзного пушкинского общества, а там я был избран в совет общественных инициатив.
Все это – безусловный результат нашего общения. Я старался так разворачивать тему, чтобы вызвать возражения. Но на мою книгу (ее второе издание) откликнулся только журнал «Русское слово», опубликовав отзыв преподавателя Тюменского университета Л.А. Летаевой. Надо отдать должное нашему университету – он помог мне осуществить второе издание этой книги. Естественно, обо всех своих находках первым делом я докладывал в клубе.
Если говорить о том, что более всего поразило… Понимаете, каждое собрание клуба – это событие! Например, я послушал рассказ о сибирских колокольчиках, и он заставил меня заняться историей ямской гоньбы, а в результате я вышел на точное понимание фразы в «Сказке о царе Салтане» «торговали мы конями, все донскими жеребцами». Донская порода послужила основой для селекции тавдинской ямской породы лошадей – лучшей для ямской гоньбы.
Так же увлекательна история о знаменитой пушкинской белке, что «орешки все грызет». У Пушкина в библиотеке был русско-татарский словарь, написанный священником тобольского кафедрального собора Иосифом Гигановым в начале XIX века. Оттуда и получены сведения о том, что в Сибири все расчеты велись беличьими шкурками – это был первый предмет экспорта. А вторым был кедровый орех. Уже во времена Пушкина стоимость экспорта орехов составляла один миллион рублей в год. Вот вам и белка с золотыми орешками!
Самое замечательное время «Тюменской старины» – когда она была «прикреплена» к областной библиотеке. Библиотека была тем культурным центром, который притягивал к себе не только постоянных читателей. Здесь проводилось много встреч, а каждое заседание клуба сопровождалось тематической выставкой книг в открытом доступе. Там появлялись неожиданные издания. Например, там я увидел «Атлас звездного неба» Яна Гевелия, из которого узнал о существовании царевны Лебедь. Пушкин в лицее изучал астрономию по такому атласу. Созвездия там были обозначены в виде людей и животных. Рядом с созвездием Лебедя там – созвездие Лиры и созвездие Орла (вот вам и коршун над лебедью!). Там есть Стрелец с луком и стрелой и Дева с лебедиными крыльями.
У нас был единственный экземпляр этого атласа – к сожалению, сейчас это редчайшее и полезнейшее издание утрачено…
Тамара Борисовна Костоварова в 1952 году закончила фельдшерско-акушерскую школу, затем медицинский институт, и тогдашний заведующий облздравотделом Юрий Семовских направил ее в медучилище. Там она и работает до сих пор, только сейчас уже в качестве заведующей музеем.
– Я всегда любила историческую литературу, а в клуб пришла послушать рассказ о Михаиле Пришвине. Да так и прикипела к «Тюменской старине»!
…Конечно, в основе долголетия краеведческого клуба – энтузиазм и заинтересованность его руководителей. Вместе с Е. Коноваловой у истоков стояла известный в городе педагог-географ Галина Андреевна Полозкова, в течение 15 лет возглавлявшая Совет клуба.
Сейчас уже более 15 лет «Тюменскую старину» возглавляет Надежда Антуфьева, библиотечный работник по образованию, ныне – старший научный сотрудник НИИ истории науки и техники Зауралья. Надежда Леонидовна – прекрасный организатор, и это ее заслуга – каждый раз находить для клубного собрания новое, интересное место и новые темы.
Отвечая на вопрос о проблемах «Тюменской старины», все собеседники сошлись на главном: клубу очень нужно, просто необходимо собственное помещение. Очень важно, считают члены они, чтобы в клуб приходила молодежь. Если решится вопрос с помещением, легче будет привлечь и работающих молодых людей, учащихся и студентов.
Сейчас работа клуба носит, так сказать, передвижной характер. Не отменяя этого, необходимо где-то устраивать выставки, принимать новых докладчиков, работать с документами. «Тюменская старина» признательна приютившему клуб НИИ истории науки и техники Зауралья, но это проблемы не решает.
На корешке книги «Тюменская старина» стоит цифра 1 – первый том, как бы обещание продолжения. Сейчас уже готовы материалы для второго тома. Но издание его задерживается – нет средств. Это общественная организация, финансовой подпитки она не получает. Для издания первой книги клуб выиграл грант. Как издавать вторую, здесь пока не знают…
А пока – приходите в клуб «Тюменская старина», если в вас есть искра интереса к истории Сибири, к прошлому нашего города!