Медиакарта
5:05 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Каким бывает хлеб насущный

Заниматься предпринимательской деятельностью Екатерине Кривцовой было, как говорится, на роду написано. Хотя первое напутствие в мир бизнеса она получила необычное. Много лет назад отец ее и мама вышли на самообеспечение. Не потому, что включились в какую-то программу и получили деньги на развитие производства – просто стали самостоятельно обеспечивать семью. Открыли в Омутинке хлебопекарню. Но за свободу пришлось заплатить свободным временем, которого у Кривцовых совсем не осталось. Мама так и говорила дочери: «У нас теперь только один выходной в году – в ночь с 31 декабря на 1 января». И больше – ни отпуска, ни праздников. Бизнес, связанный со скоропортящимися продуктами, требует ежедневного и ежечасного контроля. Мало что можно отложить на потом. Дела в пекарне шли неплохо, обороты наращивались, отец планировал расширяться и запускать производство сыра, но потом передумал. Тогда-то и сказал Кате сакраментальную фразу: «Сам не хочу и тебе не советую». А после этого порекомендовал учиться и поступать на специальность… технолога продуктов питания. Отличнице и активной студентке, Кате повезло. На пятом курсе ее пригласили работать в престижный ресторан. Согласившись, она вначале решила прийти туда «на разведку» – поработала в баре, на кухне. Но потом ситуация круто изменилась. Старые управляющие ушли, и на их место заступила молодая команда. Екатерину выбрали исполнительным директором. За пару месяцев новобранцы показали фантастические результаты: никогда с момента образования этот ресторан мексиканской кухни не показывал такого товарооборота. На дворе был 2009 год. Грянул кризис. Все наличные деньги у предприятия хранились в пресловутом «Тюменьэнергобанке». Хорошо сумма – около 700 тысяч рублей – вписалась в рамки страхового случая. Через три месяца деньги вернули. И молодые подумали: «Не переоформить ли ресторан на себя?» Посоветовались со своими преподавателями и – отказались от этой затеи. Как потом оказалось, к лучшему. Ресторан взяли под свой контроль грамотные и опытные управляющие, будущие владельцы «Шинка» и сети кофеен «Шоколадница», но они не справились – выставили его на продажу. В чем была причина такой тотальной невезучести? Для многих так и осталось неясно: вроде бы, расположена точка удобно, и люди о ней знают, но что-то не пошло. Так бывает. – Я поняла, что в бизнесе надо быть готовой ко всему, – говорит Екатерина. – И дело даже не столько в месте, сколько в том, как людей принимают. Тонкостям общения с посетителями она решила учиться у… своего однокурсника. В институте Николай Бабинцев познаниями, вроде бы, не блистал, но после окончания стал одним из самых успешных выпускников потока. И не только как практик, но и как теоретик. – Тому, как он устроился в жизни, любой отличник позавидовал бы, – шутит Екатерина. – И не только бизнес у него идет в гору, но и преподавательская деятельность! Сам-то он ходить на лекции не любил, зато к нему на занятия в школу барменов ходить безумно интересно. Однако результат такой учебы оказался для Кривцовой неожиданным. Она поняла, что быть барменом – не ее призвание. Чтобы понять, где же оно, Екатерина несколько месяцев сидела без работы. А когда время, взятое на раздумья, закончилось – пошла устраиваться в… типографию. С утра до вечера проводила в офисе, принимала заказы, и в конце рабочего дня составляла список вопросов, на которые надо было найти ответы. На ее метания отец смотрел с интересом: «Что же в результате получится?» Он не вмешивался, не навязывал советов. Говорил: «До 30 лет я помогать тебе не буду. Бессмысленно. Пойдут дети, пеленки – с тобой каши не сваришь». Но дочь все-таки подначивал: – Вот ты сейчас сколько получаешь – процентов 10 от заработанного? – подсчитывал он. – А больше хочешь? Тогда надо работать на себя, открывать свое дело. Когда Екатерина решила, что займется оперативной цифровой полиграфией, – засел с ней за расчеты, помогал выбирать оборудование. Не на первое время, а сразу с запасом. Дочь готова была согласиться на меньшее, чтобы сэкономить деньги, но отец настаивал: «Давай смотреть в будущее». Решающим стало предложение, которое за год до этого сделал ей один из знакомых. Илья предложил заниматься пластиковыми картами, даже смету на оборудование подкинул, записал на флэшку. Фирму по производству пластиковых карт «Дисконт» создавали с нуля. Все закупали сами – от скрепки до импортного оборудования для автоматической персонализации пластиковых карт – нанесения выпуклых цифр и цветной фольги (оно раз в 10 дороже ручного, но затраты стоят того). Как для каждого корабля важно название, так и для нового предприятия, считает Екатерина, важно сформулировать принцип работы. Одним оборудованием преимущества на рынке не достигнешь. Они решили брать оперативностью и лозунг придумали: «Сделаем в срок и даже раньше». Первый месяц «Дисконт» отработал в хорошем плюсе. Стали наращивать мощности. Появились и мечты, которые требуют существенных вложений, например, купить цветной плоттер для широкоформатной печати. Его стоимость сравнима с покупкой хорошего кухонного гарнитура, о котором Екатерина давно мечтала. Когда-то она попросила отца дать ей денег на эту покупку, он отказал: «Вот когда заработаешь сама, тогда поймешь, как непросто тратить добытые трудом деньги». Эти слова Екатерина оценила только сейчас. И мечту о дорогой кухне отодвинула на потом. Вначале решила, что купит плоттер. А мебель – успеется. «Будем работать!» – говорит она.

Автор: Инна Горбунова