• Галина Дмитриевна со своей семьёй живёт сегодня исключительно за счёт личного подсобного хозяйства.
Жители деревни Бобровки супруги Сергей Васильевич и Галина Дмитриевна Чистяковы иногда серьёзно задумываются, в чём же были их упущения, ошибки, когда в 90-х годах прошлого века в статусе крестьянско-фермерского хозяйства они не сумели закрепить и развить своё дело. На окраине деревни построили животноводческое помещение, развели дойное стадо более 20 коров, обрабатывали пашню, высевали зерновые культуры на фураж скоту. К Чистяковым пришли на работу местные люди, но видно не производительно они работали, не бережливо относились к материально-техническим ресурсам, а хозяева не достаточно расчётливо вели дело, коли новое КФХ не выжило. Да что же теперь-то, когда всё это позади…
Сегодня семья живёт исключительно за счёт личного подсобного хозяйства. Да иначе в Бобровке и не выжить. О каком-либо производстве и рабочих местах говорить не приходится, в деревне, по подсчётам старожилов, осталось всего-то 43 жителя, и их количество сокращается год от года. Пожилые люди ропщут: в деревне около 15-ти коров, и в летнюю пору некого нанять их пасти. За день пастуху платят по 300 рублей, плюс хозяева по очереди собирают ему сумку с провиантом. Те из мужчин, что предлагают свои услуги, не внушают доверия: в любой час могут напиться, и всё нипочём.
Большинство жителей Бобровки понимает: без личного подсобного хозяйства сегодня им не прожить. Корову, а подчас и не одну, содержат, почитай, в каждом дворе. Есть молочница и на усадьбе Чистяковых, плюс двухгодовалый бык на продажу, телёнок. Кроме того, в деннике резвятся шесть свиней. Очевидно, что для всей упомянутой живности нужно много зернофуража.
– Ещё с фермерских лет за нами закреплено 30 гектаров пахотной земли. Теперь они нас и выручают: пашню мы сдали в аренду ООО СП «Малышенское», а оно в счёт оплаты ежегодно выделяет нам по три тонны зерна. Конечно, и покупать приходится, для этого ездим в соседнюю деревню Бескозобово Голышмановского района, – рассказала Галина Дмитриевна. – Произвести, к примеру, мясо – это одно. Кому его сбыть так, чтобы труд окупился? С этим сложно: реализуем заезжим купцам, по возможности увозим в Тюмень. Одним словом, как придётся.
Благо, у Чистяковых свой трактор, сами заготавливают сено, что очень много значит. Ведь нанять особо некого, а кто согласится помочь, такую цену «заломит», что впору от хозяйства отказываться. Не добавляют крестьянам оптимизма постоянно возрастающие цены на горюче-смазочные материалы. Поэтому расходы на них составляют до половины затрат при производстве продукции.
Вместе с хозяйкой мы совершили небольшую экскурсию по подворью. В деннике на весеннем солнце грели бока, лениво жевали сено корова и бык. Большое, из брёвен длиной не менее девяти метров животноводческое помещение пустовало.
– Чуть позже купим на рынке голов тридцать цыплят-бройлеров для откорма. Вот и будем с мясом зимой. За лето они у меня достигают веса до 4-х килограммов каждый, – поделилась Галина Дмитриевна. – Хотя и трудно прожить в деревне, а уезжать из неё мы не собираемся. Вот с водой непросто: у каждого на подворье скважина, либо колодец, в которых весной обычно вода западает и её становится мало. Здесь мы родились, прожили большую часть жизни, с родной Бобровкой будем делить её дальнейшую судьбу.