-Конечно же, решать не мне, а ему самому. Но я не хочу, чтобы внук продлевал контракт и продолжал служить, - Евгений Маркович Коваленко, дед Евгения Коваленко, моряка-контрактника, говорит спокойно и сдержанно, но его волнение сказывается именно в этой сдержанности.
-Почему это не надо? - интересуюсь я. - А вдруг у него призвание? Морская служба - романтика сплошная, для молодого парня в ней есть и своя прелесть.
-Жизнь ему свою надо устраивать, - с неудовольствием отмахивается от меня Евгений Маркович. - Как, служа на флоте, можно рассчитывать на создание нормальной семьи? С жильем вечные проблемы.
Конечно, опасения деда понять можно: всегда кажется, что молодые не так сделают, испортят себе жизнь. А Женя улыбается и не спешит давать ответ на вопрос о своей дальнейшей судьбе. Родители тоже в неведении - впереди еще целый год учений, походов, службы.
Отец моряка - Алексей Евгеньевич Коваленко, глава Полозаозерской сельской администрации, - тоже не в восторге от перспективы жить так далеко от единственного сына. Но чувствуется, что и он будет относиться с уважением к его выбору.
-Там будет видно, как повернется, - рассуждает парень. Надо сказать, что он действительно очень серьезный и рассудительный. - Еще надо институт окончить, потом уже можно что-то решать.
Евгений - студент-заочник Тюменского нефтегазового университета. И на службе командование относится с уважением к этому факту, отпускает на сдачу сессий. Вот и сейчас он приехал не только дома отдохнуть, но и экзамены сдать.
-Я ведь в армию, можно сказать, добровольцем ушел, - улыбается Женя. - Перешел на заочное отделение и решил сразу отслужить. А меня не берут - говорят, поздно уже. Но потом все-таки взяли, а через три месяца предложили контракт на три года. Я согласился.
-Не жалеешь?
-Нет, не жалею. Побывал в Италии, в Испании. Мы сопровождаем корабли по Средиземному морю.
-Значит, тебе легко служится?
-Трудности есть всегда. И служба не бывает легкой. Но человек в армии очень быстро взрослеет, другим становится. Прослужишь год, и тебе становится ясно - останешься на сверхсрочную или нет. Я пока не могу сказать определенно, но знаю одно - время летит, поэтому скоро придется делать выбор.
Когда молодой человек решает жить самостоятельно, родным всегда тревожно, и сердце не на месте.
-Если случается, что не можем дозвониться, то переживаем очень, - говорит Алексей Евгеньевич. - И такие ситуации бывают. И в шторм они попадают.
Мы смотрим снимки, выложенные в компьютер, и от некоторых действительно оторопь берет.
-Да все не так страшно, - говорит Женя. - Есть и свои радости.
Да, конечно, и праздники проходят весело, они к ним готовятся всей командой, и если уж очень заскучаешь, можно поговорить с корабельным котом Рыжим, подобранным еще котенком, и в спортзале позаниматься, и в библиотеке посидеть. А еще приехать домой и увидеть, как тебя здесь любят и ждут.
-Мне кажется, что у нашего Жени нет вообще никаких недостатков, - говорит Евгений Маркович. - Я очень горжусь своим внуком.
Ну что ж, такие парни нужны армии и флоту. Но мне кажется, что Евгений Алексеевич Коваленко не пропадет и на «гражданке». Чувствуется в нем умение принимать верные решения.
Татьяна АЗАРОВА.
На снимках: Евгений с отцом; «А вы такого осьминога видели?» (с другом в Испании).
Фото автора и
из личного архива.