Медиакарта
16:13 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Жизненные вёрсты Леонида Пуртова

Завет отца

Сколько лет минуло-пролетело, а как сейчас, помнит Леонид Яковлевич Пуртов, тогда ещё просто мальчишка Лёнька, слова отца: «Сынок, жить старайся для людей. Не ври, не воруй, а коли к вину склонен будешь, не теряй головы»... Своим троим детям не раз говорил Леонид то же самое. Благодарен отцу за науку и давно понял, что воспитывать надобно не нотациями, а собственным примером.

Яков Григорьевич Пуртов с первых дней войны ушёл на фронт, сын без него родился, в марте 1942. Жили в ту пору в Нижнетавдинском районе, в деревне Антипино. Дождалась семья батьку, вернулся, председателем колхоза работал. С малолетства Лёнька на колхозных собраниях самым первым слушателем был. Сядет где-нибудь в уголочке и смекает, что к чему:

– С годами приходит понимание своего назначения. Я видел, как отец работал, как он ночей не спал. Нас шестерых вместе с матерью поднимали. У него ни одних штанов добрых не было, все в заплатах. О себе не думал, оттого и ушёл из жизни в 57 лет.

Из отцовских рассказов о войне Леонид Яковлевич помнит немногое. Яков Григорьевич был участником Сталинградской битвы, командовал ротой автоматчиков. Однажды в его подчинение прислали десятка полтора смертников. Сразу тогда понял Пуртов, что не потерпят они ни грамма фальши, воевали по своим понятиям, терять им всё равно нечего было. Хоть так хоть эдак – верная смерть. Однако сумел-таки командир завоевать их уважение, сколько «языков» вражеских потом они добыли! Никто, кроме смертников, так бесшабашно в разведку не ходил.

Хорошему учился у людей

Когда Леонид пошёл во второй класс, семья переехала в Голышмановский район, в Малышенку. И надо же так случиться, что стал мальчишка свидетелем, как роняли Малышенскую церковь. Было это в 1953 году. Мужики всю зиму поддалбливали фундамент здания, чтобы добраться до деревянных столбиков-опор, на которых оно и стояло. По плану столбики должны были потом облить соляркой и поджечь. По этому замыслу всё и вышло. В день, когда роняли церковь, школьники не учились. Большой купол метров с десяток до школы не докатился, иначе бы стены там пробил своей тяжестью. А когда стали купол разбирать, обнаружили множество жёлтеньких ячеек сот: наверху пчёлы жили. Люди и их жизнь прервали. Не однажды потом вспоминать будет Леонид Яковлевич порушенный храм, колокольню, откуда вся округа как на ладони просматривалась...

Школу Пуртов заканчивал в посёлке Голышманово. Потом два года работал в совхозе, в Скаредной. Поступил в Тюменский сельхозинститут, после его окончания служил в армии, в ракетных войсках. Вернулся в Голышмановский район и больше уже не покидал эти места. Устроился молодой агроном в совхоз «Первомайский». Ещё во время институтской практики Пуртова приглядел его директор Ю.Н. Загородных. Леонид Яковлевич по сей день называет его своим учителем. Помнится, как обходили с Юрием Николаевичем пешком поля совхозные по периметру, а это больше 35 тысяч гектаров. Недоумевал Пуртов: к чему это? Чтобы границы разметить, красные ленточки на столбики привязать. Принцип работы такой: чётко знать, за что ты в ответе.

– От людей учился жизни, старался только хорошее взять. Как получилось – не знаю...

Товарищ Пуртова ещё со студенческих времён, Валерий Третьяков, дружбой с ним дорожит. Пронесли они её через всю жизнь. Валерий Тимофеевич такой случай вспомнил. Однажды отец отдал Леониду своё старое кожаное пальто, единственную ценную вещь. Сын в городе, ему, вроде как, одеться получше хочется. А сын, недолго думая, продал это пальто, а деньги в общий котёл пошли, на пропитание. Какое там щегольство, если порой есть нечего было.

Считаю себя практичным человеком

27 лет Леонид Яковлевич Пуртов возглавлял Среднечирковскую территорию. Для истории это небольшой отрезок времени, а для конкретного человека – вся активная жизнь. Имея характер беспокойный, дотошный, цель ставил определённую, и маленькими, но верными шажками, её достигал. Организовывать закуп молока от населения в Средних Чирках ещё в начале восьмидесятых начали. Директор маслозавода Нина Пимнева привезёт домой к председателю сельсовета сотню фляг пустых, тот в субботу на лошади по дворам их развезёт, а через неделю таким же макаром соберёт. За год такой работы первое место в районе по закупу молока заняли, десять тонн собрали. Кажется, капля против сегодняшних 600! Однако всё большое с малого начинается. Средние Чирки по сей день в лидерах по закупу молока от населения. Леонид Яковлевич до сих пор держит у себя на подворье двух коров, молоко сдаёт.

Немало добрых перемен произошло за эти годы. Строили дороги, до каждой малой деревни на территории асфальт проложен, газификацией вплотную занимались. Пять капитальных мостов возвели, они по сей день служат. Пуртов своей личной заслуги в этом не видит, считает, просто работал, старался быть максимально полезным селу и людям. Человек неравнодушный, Леонид Яковлевич по крупицам собирал исторические сведения о своём крае. Как-то знойным жарким днём были мы с коллегой А.Н. Ролич в командировке. Надолго запомнилась мне, молодому журналисту, та поездка. На пропылённом «УАЗике» мы долго тряслись по ухабистой дороге, а потом вдруг открылась взору красота первозданная: то привёз нас глава в деревню Тёмная, где жили-то всего четыре жителя. Дремучий высокий лес вокруг. Зелёный ковёр мелкой травы устилал всю улицу. Узкая тропинка ведёт к озеру, где есть большие мостки, уходящие далеко в воду. Просто человек, влюблённый в свою землю, сделал подарок нам, чтобы мы другим об этой красоте поведать смогли.

Он всегда в гуще событий: сельских, районных. Будь то спортивные соревнования или смотры художественной самодеятельности.

Играй, гармонь!

На гармошке Пуртов научился играть ещё в детстве, пристрастил к этому и брата Михаила. Доводилось встречаться сибирским гармонистам с Геннадием Заволокиным, участвовать в съёмках его передачи в Тюмени в 1979 году. Михаила, как талантливого гармониста, послал Белоярский отдел культуры, а председатель Среднечирковского сельсовета по делам оказался. Купили ему гармошку в ЦУМе и со сцены всех наигрышами порадовали. Талант музыкальный от братьев-самоучек передался сыну Михаила – Евгению. Закончил парень Тобольское училище искусств, а потом вдруг захотел поступить в Семинарию. Кстати, передача «Играй, гармонь!» про батюшку-гармониста лет пять назад была. Общение с племянником дало своеобразный толчок к тому, чтобы начать строить храм в Средних Чирках.

Верю в порядочность

В память о том, разрушенном в Малышенке. Пуртов здесь приложил весь свой организаторский талант, дар убеждения, съездил на приём к владыке Димитрию. Запомнил его глаза: словно сквозь тебя смотрят, в самую суть, мол, что ты за человек такой? Весь день у Архиепископа расписан, но для сельского главы, задумавшего строить храм, нашёл время. Благословил владыка Димитрий в августе 1998 строить храм в честь Вознесенья Господня. На пожертвования жителей села, предпринимателей работы начались.Первый православный храм в Средних Чирках был построен в 1854 году, в 1861 году он сгорел, через шесть лет заново отстроен. При храме действовала церковно-приходская школа, где обучались 36 мальчиков и пять девочек.

Трудностей при возведении храма хватало: помогли Губернатор области, глава района.

В 2001 году открылся храм. Стоит он в центре села, все праздники на этой площади проходят. На вопросы о вере Леонид Яковлевич рассуждать не любит.

– Молиться постоянно не хожу, однако могу влезть на колокольню и поработать звонарём. Верю, что если человек непорядочно поступает, не по совести, рано или поздно всё равно заблудится он...

Несколько лет уже не работает Леонид Яковлевич, но, как сам говорит, за это время отношение людей к нему не изменилось. А это самое главное мерило. До слёз расстрогала недавняя встреча со столетней жительницей территории – Домной Константиновной Чалковой. Узнала она его, обняла, расцеловала, поблагодарила. И Леонид Яковлевич о тех, с кем доводилось ему жить и работать, только добром вспоминает. Как ты к людям относишься – тем и они тебе ответят.

Фото из семейного архива семьи Пуртовых

Автор: Ирина Шадрина