Медиакарта
3:43 | 1 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из Тобольска – в Москву, а затем – в Петербург, чтоб построить там Академию художеств

Такой путь совершил в XVIII веке наш земляк - выдающийся русский архитектор, воспитавший плеяду талантливых зодчих, скульпторов и художников А.Ф. Кокоринов.

Белые пятна биографии

Среди 32 архитектурных работ, созданных в Москве и Петербурге, одним из самых значительных его творений считается возведённный на берегу Невы в Петербурге величественный комплекс зданий Академии художеств, в котором впервые в России проявились черты неоклассицизма.

Долгое время место рождения автора проекта и будущего директора Академии не было точно определено. Некоторые исследователи считали до недавнего времени, что А.Ф.Кокоринов был москвичом . При этом, например, автор «Истории русского искусства ХVIII в. (М.1961) Н.Коваленская ссылается на статью А.Крашенинникова «Новые данные по истории здания Академии художников в «Архитектурном наследстве» за 1955 г.

Однако автор этого материала смеет утверждать, что Кокоринов «… род. 29 июля 1726 г. на одном из сибирских заводов Демидова, где его отец служил архитектором». Об этом сообщает авторитетный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. Значит не москвич, сибиряк! А при чём здесь Тобольск? Помогла небольшая, скромно изданная в 2008 году книга А.Ф.Крашенинникова «Архитектор Александр Кокоринов» тиражом 1000 экземпляров. Разыскать её в фондах помогли сотрудники Тюменской областной библиотеки. Автор пишет, что «во время Великой Отечечественной войны коллекции музея Академия художеств были упакованы и спрятаны», а ему - студенту Академии - «поручили разбирать чертежи…». Профессор Г.Г.Грим посоветовал студенту исследовать историю строительства Академии художеств.

Книга вызвала интерес ещё и тем, что в ней опубликованы сведения о жизни Кокоринова в Тобольске. Например, нашлось место для текста его Прошения в Правительственный Сенат:

«Бьёт челом Александр Филиппов сын Кокоринов, а о чём моё прошение, тому следуют пункты: Отец мой родной, в Тобольске в комиссии раскольничьих дел, управитель Филипп Григорьев, сын Кокоринов, служит многие годы, а я, нижайший, к делам и доныне нигде не определён…

А как я, именованный, пришёл в совершенный возраст и обучался как арифметике, так и геометрии и пять ордеров архитектурии совершенно прорисовал, то желаю быть в службе при архитектурной науке, для лучшего оной науке обучения при архитекторе Бланке, понеже я оным наукам обучился на своём коште, а от рождения своего имею пятнадцать лет…

К тому времени отец подростка служил в консистории - учреждении, ведающем церковными делами. А потому Саша Кокоринов постоянно бывал в Тобольском кремле, любовался видами Тобольска в натуре и на картинах, где в небесах парили ангелы. Они были над головой Петра I и его свиты в одной из картин, созданных в Тобольске. Всё это обогащало душу юного архитектора, но мысли его были о земном. Своё прошение он послал в сентябре 1742 года и получил ответ: «обретающимся в Москве архитекторам выше описанного Кокоринова освидетельствовать». Но тут следует сделать небольшое отступление.

О «бироновщине» и Иване Бланке

Время засилья иностранцев в послепетровской России, царствование Анны Иоанновны и личность фаворита царицы герцога Бирона широко известно по историческим романам. Тогда, в 1740, году был казнён обвинённый в измене не только глава оппозиции А.П. Волынский, но и другие вельможи, например признанный градостроитель П.М.Европкин. К нему был близок архитектор И.Я.Бланк, который был приговорён «к битью плетьми нещадно» и ссылке с семьёй навечно в Сибирь. Вот как описан эпизод прибытия в Тобольск ссыльного И.Я.Бланка А.Крашенинниковым: «Холодным ноябрьским днём 1740 года к зданию Сибирской губернской канцелярии подъехало шестеро саней. Сопровождаемого тремя солдатами сержант Валмасов сдал под расписку привезённого из Петербурга ссыльного и его детей».

Путь от Петербурга до Тобольска «продолжался более 4 месяцев». В дороге скончалась жена, «остались 2 дочери и сын Карл», будущий архитектор. «В 60-70 гг. продолжал много строить опытный зодчий Карл Иванович Бланк (1728-1793). Авторские работы К.И.Бланка «в основном церкви» ближе барокко, нежели классицизму… - сказано в «Истории русского искусства».

Начальное архитектурное образование Карл получил в Тобольске под руководством отца. Карл и Саша Кокоринов завели дружбу. И Бланк-отец с согласия Филиппа Кокоринова стал одновременно обучать за небольшую плату и его сына архитектурному искусству. Так продолжалось около полугода. Умерла Анна Иоанновна, и ссыльного Бланка велено было возвратить, но уже не в Петербург, а в Москву. С семьёй Бланка туда отправился и Александр Кокоринов. Ему шёл семнадцатый год.

«К архитектурии весьма способен»

Прошение юноши Кокоринова осуществилось.Крупнейшие мастера, работавшие тогда в Москв, – М.Г.Земццов, И.К.Коробов, И.Ф.Мичурин, И.Я.Бланк – дали отличную характеристику тоболяку: «…в науках знает нарочито и в архитектурии весьма способен…ибо оной как план так и фасад уже копирует, також и к снятию планов тщание имеет». 11 декабря 1742 года Сенат приказал Александра Кокоринова определить на государственную службу в качестве архитектории ученика с жалованием по три рубля в месяц», - напечатано в «Русском биографическом словаре» в 1903 году.

Обучение Кокоринова проходило в мастерских И.Коробова и В.Обухова, где он стал принимать частные заказы, и его жалование возросло до 250 рублей. Творческая карьера стремительно стала подниматься вверх, когда его прикомандировали в качестве подмастерья к Д.В.Ухтонскому, организовавшему в России первую архитектурную школу. Здесь Кокоринов занимался с учениками и получал средства на самостоятельные проекты. Самым значительным творческим событием того времени стало проектирование и строительство дачи гетмана Украины К.Г.Разумовского в селе Покровском под Москвой. Туда Кокоринов уже в ранге поручика «дворянина» ездил в собственной карете.

После строительства дачи украинского гетмана имя Кокоринова стало настолько популярно, что в апреле 1753-го Московская губернская канцелярия постановила: «Впредь о городовых строениях, что касаться будет до архитектурной должности, исполнения чинить Кокоринову».

При императрице Елизавете были возрождены «командировки за границу талантливых русских молодых людей для повышения их квалификации», что практиковалось ещё при Петре I. Кокоринов должен был ехать в Италию «для совершенного архитектурии и рисованию». Но 1 ноября 1753 года сгорел деревянный Головинский дворец, а потому «все московские строители, в том числе и Кокорино, были привлечены к срочному восстановлению дворца».

Петербург. Академия художеств.

В Петербург А.Ф.Кокоринов приехал из Москвы в мае 1754 года. Его взору открылся контраст деловой, скупой по оформлению архитектуры Петровского времени и роскошь дворцов К.Б.Растрелли, построенных в стиле барокко. Кокоринову, уже известному архитектору, надлежало определить свой стиль. И он найдёт его. А пока ему пришлось заниматься отделкой готовых интерьеров и разработкой проектов по заказу.

Деятельность его началась с оформления помещений дома графа И.И.Шувалова, российского просветителя. В 1757 году Александр Филипович проектирует иконостас для церкви Смольного монастыря в Петербурге, а через два года разрабатывает проект и строит Увеселительный дом Екатерины.

Всё вышеназванное стало прелюдией к самому ответственному заданию – проекту зданий Академии художеств, учреждённой 6 (17) ноября 1757 года . Кокоринов понимал: здание первого высшего художественного учебного заведения должно быть примером творческого поиска и его воплощения в натуре, что можно найти в истории и теории архитектуры, например, в трудах немецкого теоретика неоклассицизма И.И.Винкельмана о «благородной простоте и спокойном величии» архитектуры античности и Ренессанса.

Из Франции в Петербург приехал известный архитектор Жан Батист Вален Деламот, знаток отечественной классики, и у них с Кокориновым завязалась и личная, и творческая дружба. Их первой совместной работой стал проект строительства дворца на Невском проспекте.

7 июля 1763 года состоялась торжественная закладка здания будущей Императорской Академии художеств в присутствии Екатерины II. Здесь же Кокоринову вручили диплом на звание профессора архитектуры.

Комплекс зданий Академии представляет в плане прямоугольник и занимает по площади квартал. В центре - огромный круглый двор диаметром около 40 метров, замкнутый стенами, и четыре по углам. Это было сделано для того, чтобы увеличить освещённую дневным светом площадь художественных мастерских и выставочных залов. Фасад здания сильно вытянут по горизонтали: рядом полноводная Нева. Центральный ризалит венчает купол. Между колоннами в нём - копии с античных статуй Геркулеса и Флоры.

Выше – барельефы, обозначающие различные атрибуты искусства: палитры, мольберты… Центральному ризалиту вторят боковые. И всё здание производит впечатление стройности, лёгкости и величественности.

Особенно красива монументальная средняя часть здания с венчающим ее плоским куполом и порталос, украшенным изваяниями Геркулеса и Флоры. Парадная лестница и вестибюль главного входа принадлежит к числу выдающихся произведений зодчества.

Перед главным фасадом Академии художеств на набережной Невы в 1832-1834 гг. по проекту архитектора К.Тона была сооружена классически строгая пристань, украшенная двумя египетски¬ми сфинксами на высоких постаментах, гранитными скамьями с изображениями грифонов и стилизованными бронзовыми жирандолями-светильниками.

Сфинксы высечены из розового гранита, добытого в знаменитых Асуанских каме-ноломнях. Иероглифические надписи на них прославляют жившего в 1419-1383 гг. до н.э. египетского фараона Аменхотепа III, дворец которого они украшали. Одна из надписей гласит: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырём столпам, несущим небесный свод». Дру¬гой текст: «Да живёт Гор. Могучий телец, коронованный богатый Маат, господин диадемы, укрепитель законов, устроитель покоритель девяти луков...». Очевидно, изваяния имеют портретные сходства, хотя надо иметь в виду, что все фараоны одной династии были похожи друг на друга, так как по традиции все они женились на своих сестрах. Поэтому «генетический фонд» династии был лишён многообразия.

Изображения фараона в форме сфинкса - льва с головой человека, призвано было внушать мысль о том, что владыка Египта соединяет в себе силу и ловкость льва с мудростью человека.

Добавим, что авторству И.Ф.Кокоринова принадлежат 32 архитектурные работы.

Чему и как учили воспитанников в Академии художеств, часто называемой Академией «трёх знатнейших искусств», какие образцы искусства являлись для них примером, - рассказ в следующем номере.

Автор: Александр Валов