Медиакарта
14:30 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Что взять за основу?

С 1 сентября в школах города вводится новый предмет

Мнения тоболяков по поводу введения в учебный план общеобразовательной школы нового предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» очень неоднозначные.

Как оказалось, курс содержит не только плюсы, но и достаточное количество подвод-ных камней, о чём периодически предупреждают друг друга пользователи Интернета.

Мы обратились к городской общественности, чтобы узнать, что думают о новом предмете родители и педагоги Тобольска.

Начальник отдела общего и дошкольного образования комитета по образованию Оксана Емец вкратце рассказала о новом учебном курсе и о том, как ведётся подготовка к его внед-рению в Тобольске.

– С 1 сентября 2012 года в четвёртых классах вводится безотметочный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который введён в федеральный базисный учебный план.

Курс рассчитан на один учебный год, один час в неделю, 34 часа в год. Первое занятие – вводное. Затем дети будут изучать один из предложенных шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». До 29 марта в школах города проводится предварительное анкетирование родителей будущих четвероклассников по выбору модуля обучения. Количество модулей в учреждениях зависит от выбора родителей.

Итоговые пять занятий будут совместными для всех детей. Четвероклассники каждой отдельной школы соберутся вместе и обсудят, что они изучили в рамках тех модулей, которые они выбрали, и защитят творческие проекты.

Городским тьютором, консультантом учителей, осуществляющим методическую поддержку педагогов по данному курсу, назначена Елена Павловна Сахарова – преподаватель школы № 5. В мае она проведёт обучающие курсы для учителей.

Вести предмет будут педагоги начальных классов либо учителя мировой художественной культуры.

Альфия Ахтямовна Петухова, заместитель директора по методической работе школы № 15:

– По результатам анкетирования более половины родителей нашей школы хотят, чтобы их дети изучали основы мировых религиозных культур. Их выбор связан с тем, что у нас много детей из семей, где родители принадлежат к разному вероисповеданию, да и школа сама по себе является носителем этнокультурного компонента. Родители, следуя принципам толерантности, стремятся, чтобы их дети активно общались со сверстниками различных национальностей и вероубеждений.

У нас много наработок в этой области. К примеру, мы вели экспериментальную работу по формированию этнической культуры у школьников с точки зрения татарского компонента. Внеурочная работа наших воспитанников включает кружки по вокалу на татарском языке и этнокультурному воспитанию. Кроме того, при ведении нового предмета мы задействуем ресурсы нашего музея национальной школы. При этом не будем отдавать предпочтение только одной культуре, мы хотим, чтобы происходил диалог различных культур.

Алла Владимировна Полякова, директор школы № 11:

– По предварительным данным, 70 процентов родителей нашей школы выбрали «Основы светской этики». Остальные «голоса» разделились между «Основами мировых религиозных культур» и «Основами православной культуры».

Возраст большей части родителей сравнительно молодой – чуть больше 30 лет. Они не за-остряют внимание на чём-то узком и стремятся выбрать универсальное, чтобы максимально расширить кругозор своего ребёнка. На уроках «Основы светской этики» детям будут давать общечеловеческие понятия о добре и зле, познакомят с такими явлениями, как человек в обществе, его взаимоотношение с окружающим миром, умение ориентироваться в социальной среде.

Думаю, это будет способствовать воспитанию в ребёнке человека и гражданина, привьёт ему уважение к культурным традициям всех народов. Я по профессии – филолог, поэтому мне импонирует, что в этом модуле очень много говорится об общечеловеческих ценностях: семье, добре, совести и долге.

Елена Павловна Сахарова, тьютор:

– Около 20 регионов России ведут пилотные проекты по новому курсу уже порядка двух лет. Практика показывает, что в основном родители выбирают модули по православию, основам мировых религиозных культур и по основам светской этики.

На мой взгляд, «Основы светской этики» – тяжёлый курс, так как содержит много теории и включает сложные понятия для восприятия у детей. Как и другие модули, он предполагает очень высокий уровень грамотности и подготовки учителей.

Из всех модулей, по-моему, наиболее интересный – «Основы мировых религиозных культур». Он рассказывает о четырёх лидирующих конфессиях в нашей стране в более доступной форме, чем другие. Вадим Базылев, благочинный Тобольско-Тюменской епархии по Тобольскому району.

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Об этом свидетельствует сама история Отечества, литература и искусство. Более 15 лет в Российской Федерации развивается преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях различных учебных курсов по православной культуре.

В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации Д.А.  Медведев дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. В настоящее время по этой программе занимаются школьники 21 региона.

Курс «Основы православной культуры» предполагает ознакомление учащихся с базовыми положениями вероучения и этики, религиозным искусством, историей.

Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки – все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.

Сейчас, в процессе введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, церкви и родительского сообщества в воспитании детей. От нашего выбора зависит, какие культурные и духовные ценности станут определяющими для России в XXI веке. Хочется надеяться, что этими ценностями для россиян всегда будут стремление к добру, помощь ближнему, любовь к Отечеству, искренняя любовь и самоотверженность.

Анна Ивановна Мотылёва:

– Я отработала педагогом в ишимской средней школе почти 30 лет. На следующий год мой внук пойдёт в четвёртый класс. Когда нам сообщили, что будет введён новый предмет, я решила досконально познакомиться с этим курсом. После изучения соответствующей литературы, Интернет-публикаций и общения с коллегами я сделала для себя вывод, что предмет этот, безусловно, нужен и важен, но вводить его в образовательную программу так быстро и резко всё-таки опасно.

Перед тем как начинать обучать детей по новому предмету, соответствующие учебники должны пройти длительную апробацию и тщательную обработку. Я видела несколько учебных книг и могу сказать, что они очень «тяжёлые» для младших школьников и не проработаны до конца.

К каждому модулю прилагается учебный диск, который входит в комплект учителя. Но если вы обращали внимание, не во всех школах Тобольска есть мультимедийные классы с видеопроектором. Поэтому встаёт вопрос: а как это всё показывать?

Из плюсов отмечу, что работа по предмету строится на взаимодействии ребёнка и родителей. Это и совместный труд, и усвоение материала через деятельность.

Регина Орлова:

– Мы с мужем посоветовались и решили выбрать модуль «Основы мировых религиозных культур», так как он охватывает все религии, а не только одну. Поэтому наш ребёнок будет чувствовать себя комфортно среди друзей разных национальностей. Кроме того, этот предмет познакомит нашу Олю с обычаями разных народов, расширит её знания в этой области.

Инна иноземцеВА