Медиакарта
22:17 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хранители событий и имён

Хранители событий и имён
15:58 | 26 марта 2012
Источник: Красное знамя

Опасность потери исторической памяти не грозит педагогам и ученикам Ембаевской средней школы

Их с полным правом можно назвать хранителями времени, так как они ведут активную поисковую и исследовательскую работу и день за днём открывают всё новые страницы истории родного села, людей, его населявших, и своих замечательных современников. Работу эту в рамках школьного музея и за его пределами организует ветеран-педагог Галия Шариповна Багизова, очень творческий и вдохновенный человек.

Уроки мужества

Особую роль в патриотическом воспитании детей в Ембаево отводят музейно-историческим урокам, которые Галия Шариповна организует вместе с учителем истории Л.Х.Ибрагимовой и другими своими коллегами. Руководитель музея предлагает тематику экскурсий, а учителя истории и классные руководители планируют свои классные часы. Много мероприятий было организовано в школе в год 65-тилетия Великой Победы в Великой Отечественной войне: экскурсии по темам «Дети войны», «Ахмедрашид Аширбеков - Герой Советского Союза», «Ты живёшь на улице Аширбекова, «Наша школа в годы Великой Отечественной войны». В последнем активное участие приняли учителя-ветераны, трудившиеся и учившиеся в годы войны.

В очередной раз мы побывали в Ембаевской средней школе в феврале, на общешкольном уроке памяти «Подвигу народа жить в веках!». Приехали по приглашению директора А.М.Тимшановой, и, как это обычно бывает при посещении этого учебного заведения, получили много интересной информации и ярких впечатлений. Урок был посвящён трём славным ембаевским воинам – Ахмедрашиду Аширбекову, Акраму Рахимову и Тимуру Мухутдинову. Имя Героя Советского Союза А.Аширбекова присвоено Ембаевской школе. Встретиться с ребятами и учителями приехали родные героя – дочь Нурдида Ахметрашидовна Аширбекова и младший брат Хачиакбар Сафиуллович Аширбеков. О его жизни и подвиге рассказали семиклассница Регина Алтынгузина и учащийся 6 класса Ганият Алтынгузин. Для Нурдиды Ахметрашидовны Аширбековой урок памяти оказался очень волнующим событием. Она привезла с собой наградной лист брата-героя. На этом документе стоят подписи руководителей СССР той поры. Отныне его копия будет храниться в школьном музее.

О том, как тюменцы приближали победу в тылу, как жители сельской глубинки преодолевали тяготы военного времени поведал брат Ахметрашида Аширбекова Хачиакбар. Всё, что женщины, старики, дети производили на скудной земле, отдавали государству. Сами недоедали и мёрзли от недостатка одежды и обуви, переутомлялись от тяжёлой физической работы. Техники в местных хозяйствах не было совсем. К началу войны, вспоминает Хачиакбар, в д.Тураево было лишь три велосипеда – ни машин, ни тракторов. Не каждая семья была способна держать корову. В счёт оплаты налогов сдавали молоко, масло, шерсть, яйца; подписывались на займы: отрывая от себя и своих детей, давали государству деньги в долг. Участвовали в сборе средств на вооружение Красной Армии. Многое из того, что он рассказал на встрече, с позиций сегодняшнего дня кажется нереальным. Желание выстоять и победить, помочь фронтовикам давало людям силы, помогало пережить горе, справиться с непосильным трудом. Но, несмотря на трудности и потери, сельские жители оставались добросердечными людьми, умели шутить, много пели. Местные жители, рассказал Хачиакбар Сафиуллович, чем могли, помогали детям, вывезенным из блокадного Ленинграда в Тураево.

Герои наших дней

Выпускник школы Акрам Рахимов погиб в 1983 году, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Посмертно он награждён орденом Красного Знамени. О его подвиге своим сверстникам рассказал ученик 6 класса Евгений Адов. Ведущая встречи Л.Х.Ибрагимова подчеркнула, что подвиг Акрама – подвиг воина, подвиг веры, долга и присяги. Его сестра Мархаба Ахтямовна рассказала, как уходил в армию Акрам: проходя в строю призывников, он долго смотрел на окна родной школы, как будто прощался с ней навсегда. Хоронили Акрама всем селом, жители Ембаево переживали горе его семьи, как своё собственное.

Ученик школы Дима Бердышев посвятил свой рассказ жизни и смерти Тимура Мухутдиновна. Звание Героя России было присвоено 35-летнему майору милиции в начале этого года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе. Никогда не заживёт рана на сердце матери, но Нина Павловна посчитала своим долгом встретиться с детьми на уроке памяти в школе. Она никогда не смирится с тем, что её сын погиб, никогда не перестанет его любить. Таково сердце матери.

К заслугам школьных исследователей следует отнести и тот факт, что в музее собраны материалы и оформлены стенды о героях-солдатах наших дней. Кстати, свои сообщения о замечательных земляках юные «музейщики» делали не по бумажке, а рассказывали об их жизни и подвиге, как о чём-то действительно хорошо известном и прочувствованном.

Урок памяти состоял из многих волнующих взрослых и детей эпизодов, а некоторые даже не могли сдержать набежавшую слезу. Уверена, что абсолютное большинство участников урока памяти испытывали чувство гордости за своих земляков и желание узнать об истории великого народа как можно больше нового. Не случайно, по мнению Г.Ш.Багизовой, увлечённость ембаевских ребят изучением родного края, историей школы с каждым годом возрастает.

Добровольные помощники

Музей Ембаевской школы, которым руководит Г.Ш.Багизова, известен далеко за пределами Тюменского района. В прошлом году он был назван в числе победителей областного смотра-конкурса. Несомненная заслуга Галии Шариповны в том, что она умело вовлекает в исследовательскую, поисковую и краеведческую работу разные поколения детей, развивает их познавательные навыки и умения, воспитывает в них патриотизм и глубокое уважение к прошлому. Предмет гордости школы – ребята, ставшие победителями творческих конкурсов и участники научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». Трудно перечислить всех юных исследователей истории Ембаево, среди наиболее увлечённых можно назвать Елену Федулову, Гульназ Муслимову, Ирину Ляпину, Гузель Ибрагимову, Оксану Горшкову, брата и сестру Ильнура и Танзиллю Иксановых, Асию Ташкалову и Риану Файзуллину.

Большую помощь организатору музея оказали ученики и в сборе материалов о ветеранах-педагогах. Они встречались с учителями, находящимися на заслуженном отдыхе, систематизировали, набирали на компьютере тексты. Ребята помогли проследить историю школы за девяносто лет.

Сподвижниками Галии Шариповны в сборе музейных материалов являются и её коллеги – школьные учителя. Организуя классные часы и другие мероприятия, они оформляют альбомы, папки, а затем сдают их в музей. Большую помощь в оформлении стендов музея ей оказывает учитель ИЗО Л.Р.Хучахмедова. Свой вклад вносят и местные ветераны – не редкие гости школьного музея. Приносят старые книги, фотографии, газетные вырезки, делятся воспоминаниями. Ещё один предмет гордости музея и его добровольных помощников - альбом о 55 выпусках Ембаевской средней школы.

Реально и виртуально

Работа в музее не затихает, а приобретает всё больший размах, всё большее число детей оказываются вовлечены в разнообразные мероприятия, организованные по инициативе Галии Шариповны и учителей школы.

Не так давно у музея появился свой сайт www.embaevomuzey.jimdo.com, благодаря которому можно узнать о его истории, наиболее ценных экспонатах, познакомиться с экспозициями и направлениями исследовательской работы педагогов и учащихся школ, методическими разработками, просмотреть фотогалерею.

Вот что пишет Галия Шариповна на сайте о школьном музее: «Отличительной особенностью школьного музея является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живёт ребёнок. Школе и семье предстоит решать сейчас такие задачи, как воспитание чувства долга, ответственности, чувства любви и привязанности к семье, своему дому, своей малой родине, традициям, обычаям своего народа. Музей является тем институтом, который вводит подрастающее поколение в мир нашего Отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиции. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, так как требует большого терпения и такта. Школьный музей должен быть не только хранилищем экспонатов, но и малой научно-исследовательской лабораторией для учащихся, где формируются первые навыки исследовательской работы. Наш музей пытается в переплетении с историей села увековечить судьбы выпускников, замечательных людей, стоящих у истоков образования в селе, ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов педагогического труда. Связь старины и сегодняшнего дня должна прослеживаться через ныне живущих людей. Это имеет большое значение при воспитании подрастающего поколения. Стимулом изучать историю для них является путь от своей родословной, истории села до прошлого всей огромной державы». Она убеждена, что «всякая исследовательская тема, мне кажется, не должна быть навязана ученику, так как ученик это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь. Ученик должен быть вначале «озадачен» какой-то проблемой, которую он должен во что бы то ни стало решить.

Создать проблему можно через фотографии, альбомы, материалы стенда и экспонаты музея, книги, уроки и письма и т.д. Затем начинаются поиски, найденные сведения систематизируются, оформляются и используются при проведении экскурсий, уроков, внеклассных мероприятий и т.п. Мы убеждены, что деловые, мыслящие личности формируются через познавательный интерес, исследовательскую деятельность».

Татьяна Юртина.