В узком домашнем кругу отметил свой юбилей танцевальный коллектив «Калейдоскоп». Впрочем, нет у ансамбля такой цели – выходить в массы. Здесь танец – способ выразить себя, найти новые способности тела и души.
Не берусь судить о красоте выступлений, измерять количество таланта. Танцоров и так оценили по достоинству жюри областных и всероссийских конкурсов среди людей с ограниченными физическими возможностями. Они всегда возвращаются домой с победой. Кстати, именно наш «Калейдоскоп» был первым ансамблем слепых людей в России. Они стали примером для инвалидов из Перми, Самары и других городов.
Правда, десять лет назад в коллективе танцевали в основном люди с нарушениями функций внутренних органов. Идейным вдохновителем тогда еще совсем юного «Калейдоскопа» была Наталья Калашникова, председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих. После в коллектив пришла Светлана Баталова и пригласила своих друзей из Всероссийского общества слепых. Наталья ушла из коллектива, а на замену оставила Светлану.
Пять лет молодые люди осваивали танцевальную технику на разных площадках города – не было у ребят своего зала. Но в 2007-м они все-таки нашли себе место: репетиции проходили в одном из пустующих помещений тюменского предприятия инвалидов по зрению. С тех пор это постоянное место жительства ансамбля.
За десять лет коллектив многому научился, вырос, окреп. Репертуар стал разнообразнее – это и вальс, и латина, и зажигательный рок-н-ролл. Движения – четче, красочнее, выразительнее. Это результаты постоянной работы, о которой мы, зрители, имеем отдаленное представление.
По рассказам Светланы Баталовой, тотально слепых танцоров она учит движениям на… руках. Примерно так это выглядит: Светлана кладет руки танцора на стол и двигает их, показывает движения. Такую же комбинацию он должен повторить ногами на полу. А если не получается, то Светлана еще и еще раз повторит. Представьте, в какой интимной обстановке проходят их тренировки!
Главный помощник для незрячих танцоров – музыка. Они по ритму чувствуют, в какой момент нужно пригнуться, в какой – подхватить партнершу, посадить ее на колени…
Но каждая неудача, неловкость становятся для них драмой…. Впрочем, негативные эмоции быстро уходят – товарищи всегда найдут ободряющие слова.
Стремление к совершенству, идеалу – отличительная черта этого коллектива. Сейчас «Калейдоскоп» готовится к поездке в Москву – там танцоры будут выступать впервые.
– Уже в ноябре будет конкурс. Волнуемся очень, много репетируем. Все будет всерьез! Блестящий паркет, нагрудные номера, нарядные ведущие, много зрителей, – рассказывает Светлана Баталова.
Ключевое слово – «всерьез». Именно так они хотят, чтобы к ним относились. Впрочем, я не перестаю надеяться, что их желание станет реальностью, и большинство жителей России, чиновники и врачи станут внимательнее относиться к этим людям. И подвижки уже есть: Россия наконец-то приняла Международную классификацию функционирования людей с ограниченными возможностями. Этот документ меняет подход к инвалиду сотрудников всех сфер обслуживания, в первую очередь – врачей медико-социальной экспертизы. Если раньше специалисты выявляли в человеке дефекты и болезни, то теперь их задача немного меняется. Врачи должны выяснить, какой потенциал остался у пациента, оценить его ресурсы и возможности.
Вместе с этим нововведением из классификации ограничений трудовой деятельности пропадает категория «нетрудоспособного» человека. Нетрудоспособных людей уже давно нет в цивилизованной Европе и Америке. Там человек с ограниченными возможностями пользуется новыми технологиями, работает на дому, применяет свои творческие способности. Например, австралиец Ник Вуйчич, который родился без рук и ног, ведет ток-шоу на телевидении, снимается в кино и пишет сценарии.
В конце марта и русские инвалиды избавятся от ярлыков и стереотипов (по крайней мере, по закону). Теперь нетрудоспособный гражданин сможет работать, но «при значительной помощи посторонних лиц».
Такие же изменения произошли и в подходе к обучению детей-инвалидов. Наконец-то ликвидировали категорию «необучаемый ребенок». Психологи, педагоги и родители утверждают, что любого ребенка можно научить «элементарным бытовым навыкам». Пусть он не сможет учиться в университете, но сможет общаться с другими детьми, танцевать, слушать музыку, рисовать…
Таким образом, заметно расширяются права и возможности человека в России. Но, что самое главное, – меняются стратегия общения, взгляд на людей с ограниченными возможностями. Международный документ как будто намекает нам, здоровым людям: может быть, хватит искать различия между теми и другими, «ими» и «нами»? Гораздо полезнее найти общее, объединяющее!
И я очень буду рада, если на следующий праздник «Калейдоскопа» придет больше людей, и они принесут больше подарков и улыбок. Поверьте, нам есть чему у них поучиться. Хотя бы искренности и доброте.