Лес – неисчерпаемый источник богатств, и его нужно беречь. И есть такие люди в нашем районе, для которых защита лесов стала делом всей жизни.
Знакомьтесь, Анатолий Кукарский из села Антипино. Ему скоро 75 лет исполнится, а он такой крепкий и весёлый сибирский мужичок, в нём столько энергии. Известно, что у этого человека на счету 500 прыжков с парашютом, и связаны они с тушением лесных пожаров.
–Расскажите о себе, Николай Терентьевич.
–Служил в армии в воздушно-десантных войсках, поэтому легко поступил в техникум лесного хозяйства в городе Бийске. Начал трудиться в Барнауле лесничим.
Работа состояла в следующем: патрулирующий самолёт, заметив в лесу источник пожара, сообщал, в каком квадрате замечен дым, мы, оперативно собравшись, всей командой высаживались в этом секторе для ликвидации возгорания. С собой брали специальные средства: брезентовые вёдра, ранцевые опрыскиватели и лопаты, а ещё на непредвиденный случай палатки, спальные мешки, продукты на трое суток, радиостанцию. Высадившись, оценивали обстановку и докладывали в штаб. Если не удавалось справиться своими силами, это когда пожары случались огромных масштабов, к нам на вертолётах доставляли рабочих – добровольцев с заводов бывало до ста человек.
Работа наша была опасной и трудной, справляться помогала армейская закалка, ведь приходилось совершать в день не менее двух прыжков с парашютом, вот и набралось их за трудовую биографию более 500. Правда, из-за прыжков суставы на ногах начали сильно беспокоить.
После устроился на Уральскую базу авиационной охраны лесов. Оттуда направили в Пушкинскую авиабазу учиться на лётчика-наблюдателя. На пожары летал уже штурманом на самолёте АН-2.
–Лес Вы, наверное, очень любите?
–Да, если бы не он, мы бы не жили, ведь он нам и жильё даёт, и кормит, и обогревает.
Во время Великой Отечественной войны два года не было ни хлеба, ни картошки - лес нас кормил. И я не жалею, что посвятил жизнь охране леса. В своё время он спасал нас от голода, а потом я его спасал от пожаров.
–Расскажите о ярких моментах, произошедших в Вашей работе.
–Много историй можно вспомнить, бывало так жарко, что жизнь могла сгореть как спичка. В 1968 году в Юргинском районе шёл верховой пожар – это самое страшное, огонь бежал по верхушкам деревьев со скоростью 60 километров в час. С самолёта мы высадились навстречу огню, наперерез стихии, раскидали по земле специальное взрывчатое вещество и, засев в укрытие, подожгли детонирующий шнур. Взрыв был такой силы, что содрогнувшаяся земля вместе со щепками и головёшками от деревьев взлетела выше двадцатипятиэтажного здания. Образовавшаяся защитная полоса шириной пятьдесят метров преградила путь страшной стихии – огонь уже не смог продвигаться дальше. Бывали случаи, когда ребята сгорали. Запутаются, потеряют ориентировку, запаникуют, ничего не видно, всё в дыму, и сгорали целыми группами. И лесники погибали. Лесной пожар – это страшное дело.
Помнится случай, когда из-за непогоды вертолёт не смог прилететь за группой, потушившей лесной пожар в дремучем лесу. Мы, инструкторы, при себе всегда держали спички и рыболовные лески с крючками для экстренных случаев. Так вот инструктор Василий Шедрин свою группу в тридцать человек, когда закончились спецпайки, три дня кормил щуками. Самодельной удочкой ловил и кормил. Все ели, без хлеба ели и без соли, чтобы выжить.
В общем, тяжёлая это работа, но интересная. Внук мой хочет выучиться и в будущем стать лётчиком-наблюдателем.
Вот какой интересный человек проживает в селе Антипино, и нам посчастливилось с ним познакомиться. Каждый вылет и каждый прыжок его можно назвать героическим поступком, который не всякому под силу.