Медиакарта
7:41 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чёрно-белая магия

Хрупкий, тающий, почти исчезнувший мир оживает на старинных фотографиях

Случалось ли вам держать в руках старую фотографию, выполненную на картонном бланке, внизу которого указывались ателье, мастер, а также все награды и регалии автора снимка, полученные им на разных выставках? Как правило, на оборотной стороне таких фото можно прочесть надпись «На добрую память…»

В старинной усадьбе-музее истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича выставлена уникальная экспозиция «На добрую память… Тобольск и его жители в фотографиях и открытках конца ХIХ – начала ХХ веков». Старые чёрно-белые снимки. Удивительные, просветлённые лица давно живших тоболяков. Спокойные, несуетные. Революционный пожар, гражданская, Великая Отечественная – ничего ещё не случилось. Все испытания ждут этих людей впереди. Уникальная технология благородной печати. Ювелирное исполнение старых мастеров-фотографов, творивших на рубеже тех веков: М. Уссаковской, И. Шустера, А. Цветкова, В. Туленкова, Я. Фидлермана, Е. Шредерса. Хотя и был Тобольск в то время губернским городом, но в фотоискусстве не отставал от столиц – в ту пору горожане пользовались услугами более двадцати фото­ателье. Фотопортреты были востребованы и считались престижными и обязательными предметами быта состоятельных горожан.

Неподвижно застывшие люди сняты в интерьере студий. Время словно не коснулось некоторых снимков. И только при более пристальном рассматривании понимаешь, насколько ты ошибаешься: между нами огромная временная пропасть.

Есть мнение, что старые фотоснимки умеют разговаривать. Вот фотография Кеши и Маруси из семейного альбома Т.А. Докучаевой. Он – истинный щеголь, знающий себе цену: волосы, уложенные с помощью брио­лина, аккуратные усики, строгий костюм и ослепительно белая рубашка. Она – в светлом муслиновом платье, перехваченном атласным пояском, в туфельках, напоминающих современные «балетки». Кроткий, чуть отрешённый взгляд. Оба держатся рукой за спинку одного стула. Но почему их ладони не вместе, отчего его холёная рука не нашла её пальцев? «Может, слегка повздорили?» – спрашиваю себя мысленно, всматриваясь в тонкие черты лица молодой женщины. Только сейчас замечаю на нём лёгкую тень огорчения. В раздумье стою перед фото какое-то время. И вот в глазах Маруси читаю неслышное: «Да…»

Элегантные дамы, представительные купцы, утончённые барышни, сёстры милосердия, импозантные кавалеры, тобольские интеллигенты, семейные пары, очаровательные дети. Всего на выставке представлено чуть более ста фотографий разных форматов того времени: будуар-портрет, кабинет-портрет, визит-портрет, миньон-портрет. Каждая фотография имела своё предназначение: одни дарились на память, использовались в документах, другие хранились в альбомах или помещались в рамки и украшали домашний интерьер.
Концепция и идея выставочного проекта была задумана и подготовлена научными сотрудниками музея Маргаритой и Екатериной Юниными и Натальей Журавлёвой под руководством директора Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН Виктора Родина.

– Основой выставки послужили фотографии из альбомов Надежды Александровны Смолевой, внучки поэта П.П. Ершова, которые сегодня находятся в семье тобольского костореза А.В. Ульянова, – рассказывает Наталья Журавлёва. – Неоценимую помощь в создании экспозиции оказали и некоторые горожане.

Фотовыставка составлена из фотографий семейных альбомов А.П. Моргулис, Т.А. Докучаевой, Т.И. Солодовой, Н.П. Володько, предоставил интересные снимки и заведующий музеем медколледжа Н.С. Семичастных. Также здесь немало экспонатов из частных собраний коллекционеров В.А. Ведерникова и А.И. Якимца. Зал будет функционировать как сменный выставочный проект до конца мая. Цель нашей выставки – создание большого «семейного альбома» Тобольска. Ведь так важно собрать и сберечь то, что осталось у некоторых тоболяков от далёких предков. Мы будем рады любым фотографиям, принесённым в музей, отсканируем и добавим их в единый «семейный альбом».

Выставку старых фотографий удивительным образом дополняют две витрины с экспозицией предметов быта и интерьера, украшений того времени. Здесь можно увидеть чудом сохранившийся девичий альбом, в который сентиментальные барыши переписывали любовные стихи, флакон и коробку из-под французских духов, белые лайковые перчатки, словно только что снятые с изящных дамских рук, кофейные чашечки удивительно тонкого фарфора, столовое серебро, раскрытые ноты. Фотооткрытки работ М. Уссаковской и А. Цветкова с видами Тобольска воссоздают образ города, в котором жили персонажи фотоснимков.

Казалось бы, пора уходить, ведь дважды всё обошла, насмот­релась. Делаю несколько шагов к выходу. Как бы не так. Какая-то сила разворачивает на 180 градусов, и снова ищу взглядом знакомые мне теперь чьи-то чужие лица. Чем они так завораживают, чем берут за душу?

Доступность цифровой фотографии готова уничтожить магию снимка. Невероятно сложно в миллионах фотографий, выливающихся из Интернета и со страниц печатных изданий, – репортажных, студийных, трэшевых или гламурно-отфотошопенных – найти пусть технически несовершенный, но говорящий с нами снимок. Фотовыставка «На добрую память…» – культурное достоя­ние города и визуальная память о его жителях. Прикоснитесь к истории, посетите выставку, вглядитесь в лица тоболяков той эпохи. Как знать, быть может, среди них есть и ваши родные.

Светлана БИРКОВИЧ