Медиакарта
14:37 | 23 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

К истокам семейных традиций

09:57 | 03 апреля 2012
Источник: Заря

Два сырых куриных яйца, свеча и спички – то необходимое, чтобы участвовать в специализированном мастер-классе по пасхальной росписи яиц.

Надежда Дмитриевна Алёхина, известная в областном центре мастерица, потомственная писанчарка, провела уникальный в своём роде мастер-класс. Знания и навыки, полученные от бабушки Марии Григорьевны, тонкости и премудрости этого ремесла она попыталась передать исетским рукодельницам да и просто увлечённым творчеством в любом его проявлении людям.

– Пишет не карандаш, а яйцо, – говорит мастерица. – Учиться писанке не надо, это заложено в каждом на генетическом уровне. Здесь важно только вспомнить.

В каждом орнаменте – смысл, каждый цвет имеет значение. Например, если надо мужа доброго, сильного, то пишется дерево или крест, если дочка на выданье, то цветущая фасоль, если есть ребёнок маленький, то делали крапанку.

В старину наши бабушки использовали природные красители: луковую шелуху, листья и корни различных трав и деревьев. Современным мастерицам проще купить особые готовые краски (какими мы, собственно, и пользовались). Обычным карандашом на сырое яйцо рисуется сеть, или, как её ещё называют, крестильная сорочка. Затем с помощью специального инструмента – кистки, – который изготавливается исключительно на заказ, наносится узор. Техника проста и сложна одновременно.

Надо заметить, Надежда Дмитриевна – отличная собеседница. Она рассказала нам об обережном действии писанок, о подготовке к этому сакральному действию… А за разговором как-то не заметно спорится работа.

…Горит свеча на столе… в кистке растоплен воск, крестильная сорочка нанесена. Можно приступать к росписи. Расположившись в гостином зале краеведческого музея, затаив на некоторое время дыхание, чтобы ненароком не погасить пламя свечи, старательно, плавно, как учила писанчарка, вывожу линии, точки…

– Самым подходящим днём для росписи яиц является Чистый четверг. Инструмент готовится накануне, для красок используется исключительно «немая» вода, набранная в новую посудину по течению реки. А с первым ударом колокола женщины садились за дело. Ведь за ночь им предстояло для каждого из своих домочадцев не просто расписать витиеватыми узорами яйцо, но и заложить определённую смысловую программу, создать мощнейший оберег, который в течение года будет защищать родных, помогать, – делится с нами Н.Д.Алёхина.

И, надо сказать, работа так увлекает, что напрочь забываешь о времени. Трёх часов, проведённых на мастер-классе, как не бывало. Зато результат кропотливого труда налицо. С такой техникой росписи пасхальных яиц столкнулась впервые. Скажу честно, понравилось, запало в душу. Почему-то считается, что подобные обереги, силу имеющие великую, расписывали исключительно перед Пасхой. Это не так. Просто перед этим светлым праздником писанок делалось больше всего. А вообще в старину такие обереги расписывали к каждому празднику или знаменательному событию.

Показала Надежда Дмитриевна и технику исполнения крапанок, скрябанок (драпанок). И как же лихо рождаются на яйце узоры, написанные уверенной рукой мастерицы! И точечки, и линии, и цветочки, и звёзды, и многое другое в замысловатом хитросплетении последовательно появляется на скорлупе.

Побывав на мастер-классе, мне удалось расписать два яйца. Их годовое обережное действие непременно проверю и по истечении этого срока, накануне Пасхи, расскажу, возымелся ли результат.

Автор: И. Сашина