Медиакарта
20:38 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

О самой благороднои профессии

Названы лучший воспитатель, учитель и мастер производственного обучения Тюменской области

педагог года

Как становятся учителями? Откуда у самих не вполне взрослых девчонок и мальчишек возникает желание назваться малышу первым другом, вести его за руку в большой мир, в котором чего только нет?.. Все от родительского дома. Бабушка, дедушка, мама, папа – педагоги, такую дорогу выбрал и я, говорят одни. Вторые вспоминают первого в жизни наставника, мудрость, человеколюбие и кругозор которого вдохновили пойти в учителя. Как бы тяжело им ни было (а профессия воспитателя в детсаду, учителя в школе, наставника в колледже или институте не из легких), все равно это счастливые люди! Потому как имеют отношение к детям, потому как первыми, часто опережая родителей, видят успехи ребят. Счастливые! И очень-очень смелые!

——

Последняя неделя апреля в Тюмени выдалась… жаркой, погода несколько дней испытывала на прочность. Жарко было в классах школы № 70, в группах детсада № 135 и аудиториях железнодорожного колледжа: здесь в мастерстве состязались учителя, воспитатели, мастера производственного обучения со всего региона, те, кто успешно прошел заочный этап конкурса «Педагог года Тюменской области – 2010».

● «Лицо России – это лицо ребенка»

Провести занятия и показать профессиональное мастерство участникам номинации среди работников детских дошкольных учреждений – воспитателям детских садов, логопедам и музыкальным работникам – помогли ребятишки детского сада № 135 города Тюмени. Они и рады: искали ответы на вопросы, пели и танцевали, стараясь никого не подвести. Вот пять суперфиналистов – Антонина Сидорова (детский сад № 110, г. Тюмень), Ирина Глазунова (детский сад № 40, г. Тобольск), Ирина Груббе (детский сад № 135, г. Тюмень), Надежда Егорова (детский сад «Березка», Уватский район), Ирина Носова (детский сад № 23, г. Ишим).

Ирина Глазунова строит программу работы с детьми с учетом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, поэтому вопросы дружбы применительно к сказочным персонажам и к себе самим на конкурсном занятии постигали маленькие «рыцари» и «принцессы». Родные стены помогали Ирине Груббе.

В работе с детьми она делает упор на изобразительное творчество. Рисунок, считает Ирина Валерьевна, как открытая книга, по которой можно все прочитать о ребенке. А значит, вовремя помочь, успокоить, добавить яркой краски в жизнь малыша.

«Лицо России – это лицо ребенка», – убеждена Надежда Егорова. В работе для нее главное – приласкать детей, посочувствовать им, поговорить по душам, помочь увидеть прекрасное.

Надежда Анатольевна считает, что ребенка надо любить не за что-то, только в такой атмосфере возможно доверие и взаимопонимание. Логопед Ирина Носова помогает детям преодолеть речевые проблемы, при этом старается найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы малыш успешно справился с трудностями произношения, Ирина Геннадьевна привлекает к работе семью.

В «копилке» Антонины Сидоровой немало побед и наград городского и областного масштаба. Ее тревожит объем негативной информации, который обрушивается на людей, на детей в том числе. Невозможно все проконтролировать, но можно научить ребенка взаимодействию с миром в любой ситуации, даже если она кажется безвыходной, считает Антонина. И она воспитывает в детях веру в свои силы. А здесь хорошим подспорьем служит опыт. Предлагая дошколятам поэкспериментировать, педагог старается не давать готовых ответов, чтобы ребенок размышлял, делал собственные открытия, уж их-то значение трудно переоценить на пути постижения мира в любом возрасте.

● Чистим зубки, изучаем право

Из двенадцати участников очного тура конкурса в номинации «Учитель года» жюри отобрало шесть суперфиналистов. Это учитель русского языка, литературы и МХК голышмановской школы № 1 Ольга Смолина, учитель русского языка тюменской гимназии № 1 Ольга Редина, учитель немецкого языка Казанской школы Лариса Менщикова, учитель информатики омутинской школы № 2 Андрей Львов, учитель начальных классов Демьянской школы Уватского района Ирина Захарова и учитель начальных классов тюменской гимназии № 12 Лариса Феденева.

Интересным стало состязание для школьных педагогов под названием «Классный час». Накануне участники вытянули билеты с заданиями и должны были с нуля разработать программу двадцатиминутной познавательной беседы с учениками. Учителю химии из Бердюжской средней общеобразовательной школы Лионелле Пермяковой, вошедшей в число финалистов, достались пятиклассники и тема «Правила ухода за зубами». За мини-классный час она успела разгадать с ребятами загадки и выяснить, что самым главным в жизни человека является здоровье, на примере гребешка и ваты (олицетворение зубов и пищи) повторила правила чистки зубов, помогла оживить рисованные мордашки, подарив им улыбки, спела песню про зубки на мотив известного «Кузнечика». На память от учительницы из Бердюжской школы тюменским школярам остались зубные щетки, слова веселой песенки и хорошее настроение!

Суперфиналист, учитель начальных классов из гимназии № 12 города Тюмени Лариса Феденева провела классный час по «Правам и обязанностям ребенка». Третьеклассникам (нужно сказать, класс Ларисе Леонидовне достался преотличнейший!) она представилась как журналист, которому по заданию редакции нужно написать добротный материал по столь важной теме. Для начала ребята определили качества, которыми должен обладать настоящий мастер печатного слова. Интересно, что в первую очередь третьеклашки назвали…

Хитрость и только потом грамотность, воображение. Кроме того, из отдельных буковок они составили главное слово классного часа (им оказалось «право»), назвали свои права и обязанности в школе и дома. Занятие получилось необыкновенно познавательным для… взрослых. Жюри было сражено ответами восьмилеток. Казалось, отвечают семиклассники!

● МАСТЕРовые люди

Профессиональное состязание для педагогов учреждений начального и среднего профобразования в последний раз проводилось в Тюменской области тринадцать лет назад. Возрождение конкурса «Мастер производственного обучения» произошло в Год учителя не случайно. «На эту категорию педагогов возлагаются серьезные обязанности, ведь направление «Профессиональное обучение» – одно из самых сложных, оно интегрирует знания, полученные учащимися на теоретических дисциплинах», – отмечает главный специалист областного департамента образования, председатель предметного жюри в этой номинации Светлана Карпова.

В отборочном туре конкурса приняли участие восемнадцать мастеров производственного обучения. Лишь пятеро из них демонстрировали мастерство в теоретической и практической части очного тура. Это Лариса Биндалева из Ишимского политехнического колледжа, Алексей Велижанских из профучилища № 55 в селе Казанском, Светлана Игнатова из профучилища № 49 Юргинского района, Михаил Денисов из Тюменского железнодорожного колледжа и Альфия Бехер из филиала профучилища № 14 в поселке Сумкино Тобольского района.

Гости, болельщики и члены жюри сразу заметили, что команда финалистов сдружилась и дух товарищества преобладал над конкурентной борьбой. По словам Светланы Карповой, все участники показали высокий уровень профессиональной компетенции в ходе открытых занятий, удачно справились с заданием по концептуальному обобщению личного педагогического опыта, кроме того, порадовали присутствующих творческими находками при разрешении проблемных ситуаций на испытании «Ты пришел…». Каждый мастер предстал перед многочисленной аудиторией как незаурядная творческая личность! Но все были едины во мнении, что одна из финалисток, Альфия Бехер, – грамотнейший специалист по обучению портных. Она занимается подготовкой специфичной категории подростков – выпускников коррекционных школ.

● Низкий поклон вам, педагоги

В последний день апреля Дворец искусств «Пионер» встречал гостей живой музыкой, морем цветов и подарков. Волнение, смущение от внимания чиновников, депутатов облдумы, журналистов и ребятни (школа искусств «Гармония», студия современного вокала «Максимум») – так себя чувствовали герои дня – педагоги со всей области. Звучат торжественно фанфары! Ведущие называют победителей в каждой номинации… «Воспитатель года» – воспитатель детского сада № 110 города Тюмени Антонина Сидорова.

Ее цель как педагога помочь ребенку понять: он существует не отдельно от мира, он часть мира, причем та его часть, которая способна этот мир изменить.

«Учитель года» – учитель немецкого языка Казанской школы Лариса Менщикова. Ее воспитанники постоянно занимают призовые места в олимпиадах по немецкому языку. Именно Лариса Манавиевна завоевала и приз ученического жюри – необычное комнатное растение, символизирующее постоянный профессиональный и личностный рост. Второе место в этой номинации досталось учителю русского языка, литературы и мировой художественной культуры голышмановской школы № 1 Ольге Смолиной, которая считает, что творчество можно сравнить с колодцем, наполненным водой: чем больше из него черпаешь воды, тем быстрее он наполняется новой живительной влагой. Третье – учитель русского языка гимназии № 1 города Тюмени Ольга Редина. Она считает, что в преподавании, как в сказке о поисках счастья, важна не только цель, но и сам путь.

Наконец, «Мастером производственного обучения» признана Альфия Бехер из профучилища № 14 (филиал в поселке Сумкино Тобольского района). По ее мнению, успех педагога заключается в том, чтобы суметь установить психологический контакт с учеником и открыть его внутренний мир. Альфия Гилемхановна успешно сочетает в себе качества мягкого, доброго человека и требовательного педагога. А вот приз ученического жюри в этой номинации завоевал Алексей Велижанских из профессионального училища № 55 села Казанское. Он считает важным правилом педагога не только суметь научить, но и самому научиться.

…Для кого-то конкурс завершился. Но для победителей в каждой номинации он продолжится на Всероссийском этапе «Педагога года – 2010». Пожелаем им удачи! На Тюменскую землю состязание вернется ровно через год. Будут новые герои, новые успехи, непременно неожиданные открытия… Ждем встречи и верим, что учительская профессия – самая лучшая, благородная и благодарная!

Фото Валерия БЫЧКОВА и Людмилы ФИЛАТОВОЙ

мнения:

■ Наталья ГРЕБЕНКИНА, заведующая сектором дошкольного образования областного департамента образования и науки:

– Конкурс наглядно показал, что задается новый вектор развития дошкольного образования. Меня как представителя департамента привлек факт, что сильными оказались участники из муниципальных образований, где хорошо функционирует методическая служба. В связи с этим у меня возникает много вопросов по организации работы этих служб. Безусловно, успех сопутствует и тем, у кого есть сильная мотивация в работе.

■ Ольга ФЕДОСКИНА, заведу­ющая кафедрой дошкольного и начального образования ТОГИРРО:

– В номинации конкурса «Воспитатель года» представлены разные направления: экспериментирование Антонины Сидоровой способствует развитию творческих способностей; нетрадиционные техники рисования Ирины Груббе помогают детям быстро, с привлечением подручных материалов, создать интересный образ, все это связано с жизненной практикой ребенка. Актуален опыт Светланы Шишминой из поселка Боровского Тюменского района, которая с помощью ритмики и степ-аэробики организует различные виды двигательной активности детей.

Автор статьи: Ирина НИКИТИНА, Людмила ФИЛАТОВА, Наталья ШЕПИЛОВА

Рубрика: Образование