Процесс установки общедомовых приборов учета похож на бег с барьерами. И старт этому забегу дан. Но многие до сих пор плохо понимают, куда и зачем надо бежать. Помочь разобраться в этом вопросе мы попросили Александра Захарова, депутата Тюменской городской Думы, заместителя председателя постоянной комиссии по развитию ЖКК и благоустройству, директора «Управляющей компании по содержанию жилищного фонда».
– Александр Витальевич, что можно сделать, чтоб быстрее преодолеть такое препятствие, как общее собрание?
– Ничего не нужно делать. Наступит 1 июля – и все сделают за вас. Придет ресурсоснабжающая организация и установит приборы учета.
– Но ведь для жильцов такое развитие событий – не самое лучшее?
– Почему же? Начнем с того, что платить собственники жилья за установку общедомовых приборов учета будут в любом случае.
– Но некоторые пугаются той мысли, что им выставят неподъемный счет…
– В тех домах, где до сих пор не проведены общие собрания, собственники, видимо, ничего не боятся. Если бы боялись – давно бы провели собрание, приняли решение, утвердили смету, пригласили уполномоченных лиц, представителей ресурсоснабжающих организаций, которые должны приборы устанавливать…
Закон утверждает: если ты – собственник дома, сам должен принимать решение. И если собственники пассивны – их будут учить быть активными через экономическую составляющую.
– Если в доме не проведен капитальный ремонт, то будет ли управляющая компания устанавливать общедомовые приборы учета?
– Делать это, действительно, лучше всего после капремонта. К этому призывает и федеральный закон N 261. Но полномочия управляющей компании в нем определены немногословно. Ее обязанность - проинформировать жителей о необходимости установки приборов учета и о порядке проведения собрания. Что и должны были сделать управляющие компании еще в 2011 году. А дальше – собственники принимают решение об установке приборов учета, ресурсоснабжающая организация его выполняет, а собственники - расплачиваются.
Конечно, возникает много вопросов: и по стоимости приборов, и по тому, кто составляет окончательную смету работ, кто ее утверждает… Но, прежде чем задавать эти вопросы, надо сделать главное – провести общее собрание жильцов дома. Именно на этом, таком простом этапе возникает больше всего сложностей. Собрать людей трудно.
– Не слишком ли мало времени оставили горожанам на раздумья?
– Закон установил жесткие сроки. С этим не поспоришь. И жесткие они не только для жителей, но и для управляющих компаний, у которых в наличии должны быть соответствующее оборудование, специалисты (а последних и на оперативное обслуживание жилого фонда не всегда хватает). Думаю, далеко не у всех российских управляющих компаний есть все необходимые ресурсы и приборы, чтобы установить за такой короткий срок миллионы счетчиков.
– А как настойчиво управляющая компания должна информировать жителей?
– В своем жилом фонде мы, например, вывешивали информационные листки на досках объявлений в домах. Печатали информацию с соответствующими выдержками из федерального закона N 261 на оборотной стороне квитанций ТРИЦ. Мне кажется, максимально сделали все, что должны были… А там уж на совести собственников – прочитать эту информацию или нет, принять ее к сведению, выбросить из головы или начать действовать.
– Мне кажется, управляющие компании переоценивают возможности жителей. Например, если бы вам отправили подробную инструкцию о том, как вышивать крестиком – стали бы вы вышивать?
– Если бы это занятие влияло на мое материальное состояние или от него зависело бы, тепло мне в одежде или холодно – я бы начал вышивать! Ведь при установке приборов учета речь идет о том, чтобы платить за фактически потребленные ресурсы. Заблуждение, что прибор учета приводит к экономии! Он просто фиксирует. Но и в этом случае собственники платят меньше, чем по нормативу. Это – не прямая экономии, скорее, просто практичность.
– Предположим, жители усвоили информацию, осознали ее, приняли решение. Что дальше? Как понять, какой прибор нужен? Не могут же все быть и юридически, и технически подкованы!
– Мы подразумеваем не всех жильцов, а только совет дома. Принять единое мнение в сто-двести и более голосов - трудно, поэтому в июне 2011 года вступила в силу поправка в Жилищный кодекс, согласно которой в многоквартирных домах (таким считается дом с количеством квартир более четырех) собственники обязаны создать совет. Он избирается на общем собрании, как и его председатель. И совет – это несколько другая общественная структура, чем просто старшие по дому или домовый комитет. У него больше полномочий.
Считается, что собственники полностью доверяют такому совету. Поэтому в нем должны быть люди адекватные, небезразличные и хоть что-то понимающие в общедомовом имуществе. Таких найти, конечно, не просто. Но, по жилищному законодательству, в 2012 году не должно остаться ни одного дома, обслуживаемого управляющей компанией, в котором нет таких «народных советов».
Именно совет, чтобы не создавать лишней путаницы и суеты, должен участвовать в разработке договорных отношений с управляющей компанией, составлении планов капитального ремонта и установке приборов учета.
– Если пройден и этот этап – как определить, какой общедомовой прибор учета выбрать лучше – с регулировкой, без регулировки, с телеметрией или без?
– Решать надо по ситуации. Если в доме создано ТСЖ, и оно обслуживает несколько расположенных рядом домов, то телеметрия, может, и не нужна. Но если жилищный фонд - большой, разбросанный, то система телеметрии позволяет не только вовремя снимать показания, но и предотвращать развитие аварийных ситуаций. Как только регистрируется отклонение от норматива – на головной компьютер поступает сигнал, что позволяет принимать решение и оперативно устранять локальные аварии. И не надо никуда бегать, чтобы снимать показания. И делать это можно хоть каждый день.
Говорят: «Кто владеет информацией – владеет миром». Весь мир так живет, только мы поотстали.
– Дошли и до главного вопроса. Во сколько обойдется установка такого оборудования сейчас и потом?
– Все зависит от того, сколько необходимо для конкретного дома приборов учета, регулирующих механизмов, другого оборудования. И, принимая такое решение, надо думать не о том, на чем бы сэкономить, а о том, что эффективнее. Тем более что оплата – не разовая, платежи разбиваются на несколько лет.
Но до 1 июля, если не изменится законодательство, у жильцов есть определенное преимущество – они сами могут выбрать, что устанавливать, где, когда и на какую сумму. Потом такого выбора не будет. Придет «ресурсник» – и поставит то, что посчитает нужным. С жителями уже никто разговаривать не станет.
– А если ресурсоснабжающая компания захочет просто заработать на собственниках? Будет она иметь на это право?
– Любая работа носит элемент прибыли. Бесплатно никто ничего делать не будет. А уж сколько зарабатывать и как – это остается на совести каждого.
– Как быстро окупятся вложения жителей в общедомовые приборы учета?
– Обычно достаточно от года до двух лет. Если инженерные сети в доме в хорошем состоянии, утеплен контур, работают циркуляционные линии, все коммунальные ресурсы поставлены «на счетчик» и количество зарегистрированных жильцов соответствует фактически проживающим. Но если этого нет – могут возникать казусы с оплатой.
– Бывают такие жалобы: «Мы поставили приборы, а стали платить больше».
– Ответ надо искать в другом месте. Оборудование не виновато.
– То есть овчинка выделки стоит?
– Стоит. Конечно! При нормальных, понятных, прозрачных взаимоотношениях жильцов и управляющей компании.