Начало на стр. 1.
Турникеты в холле тюменского завода «Газтурбосервис» – почти как метрополитеновские. Только выше человеческого роста. И техника, скрывающаяся за ними, по своей начинке не сравнима с вагонами.
Газотурбинные двигатели считаются одними из самых сложных устройств машиностроения. Впрочем, предприятие, которое ремонтирует их с 1996 года, трудностей не боится. Основанное на базе моторостроительного завода, оно получило в наследство от него производственную базу, опыт и технологии авиастроения.
В заводском музее трудовой славы выставлены документы истории. От шумовок, кастрюль и гантель (продукции бытового назначения, которую в советское время обязаны были выпускать предприятия «оборонки») – до двигателя к Як-38, камеры сгорания для Су-24, сопла зенитной ракеты С-300. До сих пор на заводе совместно с компанией «Тюменские авиадвигатели» ремонтируют моторы для самолетов Ан-24 и Ан-26. Но основной специализацией предприятия стало обслуживание украинских газотурбинных двигателей для транспортировки голубого топлива.
Почти 30 процентов акций «Газтурбосервиса» принадлежат николаевскому гиганту «Зоря-Машпроект», который обеспечил тюменцев технической документацией к своим двигателям. Так что вчерашний приезд сюда делегации с Украины был совершенно не случайным.
Генеральный директор тюменского завода Николай Пысин провел гостей по сборочному цеху, вдоль огромных машин, напоминающих отработанные части ракет, будто прилетевших сюда из космоса. Рабочие, теряющиеся на фоне агрегатов, особого внимания на новых людей не обращали – каждый занимался своим делом. Впрочем, и для украинцев наверняка осталось загадкой, что за работу выполняет каждый конкретный мастер. Шутка ли – двигатель состоит из более десяти тысяч деталей, а за 15 лет завод отремонтировал 550 таких аппаратов!
Гости интересовались у директора мощностью установок, вертели в руках маленькие блестящие лопатки, спрашивали об их стоимости. А Николай Пысин рассказывал, что отремонтировать двигатель – это значит, наполовину создать его заново.
Среди переходящих от двигателя к двигателю впечатленных членов делегации я услышал реплику: «Ну вот, а ты в Екатеринбург ехать хочешь!» Адресовалась она Вячеславу Михайлуцу, заместителю председателя правления украинского завода авиадвигателей «Мотор Сiч». Позже Вячеслав Георгиевич рассказал журналистам, с какими предложениями он прибыл на тюменскую землю.
Во-первых, «Мотор Сiч» разработал блочно-модульные комплексы для переработки попутного газа на нефтяных месторождениях и изготовлению из него топлива по стандарту Евро 5. Реализация проекта улучшила бы экологию и на долгие годы обеспечила работой машиностроительные предприятия. Во-вторых, Михайлуц рассказал о возможности возобновления производства самолетов типа Ан-2 с новыми двигателями и улучшенным салоном. И тюменский завод с его традициями мог бы стать в этом деле надежным партнером.