7 апреля – праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Он считается третьим по значимости после Пасхи и Рождества. Раньше на Руси он настолько почитался, что его не отменяли, даже если он совпадал с Пасхой. День, в который происходило это совпадение, назывался «кириопасха», то есть «господственная», «настоящая» Пасха. Кстати, последний раз это было в 1991 году. А следующее такое совпадение будет лишь в 2075.
Накануне этого большого праздника мы встретились с отцом Дмитрием, иереем храма святых апостолов Петра и Павла, и попросили рассказать об этом событии в жизни православных.
– Отец Дмитрий, что означает название праздника Благовещение?
– Дорогие братья и сестры! 7 апреля Святая Православная Церковь торжественно празднует один из двенадцати самых важных христианских праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы.
Когда Дева Мария, закончив свое пребывание в Иерусалимском храме, дала обет не выходить замуж и остаться девой, священники, по Божьему внушению, обручили Ее восьмидесятилетнему старцу Иосифу, живя в доме которого, Она по-прежнему проводила время в труде, богомыслии и чтении Священного Писания. Однажды, читая книгу пророка Исайи, Она остановилась на словах: «Вот, Дева зачнет и родит Сына, и наречется Ему имя Еммануил (значит с нами Бог)».
Размышляя о том, как блаженна та дева, которая удостоится быть Матерью Бога, Она не только не подумала о такой чести для себя, но выразила готовность быть последней служанкой у такой Девы. И вдруг, во время этого размышления явился перед Нею Архангел Гавриил с Божественною вестью, что именно Она избрана Богом быть Матерью Спасителя. Пречистая Дева, смутившись, ответила: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» Но Ангел рассеял Ее сомнения, сказав, что рождение это совершится не по естественным законам природы, а Божественною чудесною силою и наитием Святого Духа.
Пресвятая Дева Мария научает нас быть смиренными и показывает яркий пример этому. Все наши добродетели, будь то какая-нибудь помощь нуждающемуся, все наши труды и подвиги, будь то пост и молитва, имеют в глазах Господа ценность и достойны награды в том случае, если душа приобретает такое внутреннее свойство, как смирение. «Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное», – говорит Спаситель первой заповедью блаженства. Блаженный, – значит счастливый, угодный Господу.
А «нищие духом», – смиренные, покорные Богу, не признающие за собой ни каких достоинств, не думающие, что они хоть чем-то лучше других. Тот смиренный, кто увидел себя прахом и пеплом, кто увидел, что он музыкант без слуха, певец без голоса, спортсмен без ног. Смиренный тот, кто видит почти бесконечную разницу между Всесовершенством Бога и собой. И кто эту бесконечную разницу воспринимает как свой недостаток, как свой грех. Это является главной аксиомой христианства.
Ведь смириться во время семейной ссоры и первым попросить прощения, укротить свой гнев в ответ на притязания сослуживцев и начальства, принять как заслуженные болезни и скорби и т.п. – вот проявления христианского смирения, имеющего ценность во все времена. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, – говорит нам Священное Писание.