Медиакарта
6:15 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Матрешки с металлургического

22:38 | 09 апреля 2012

Чем дальше продвигается стройка металлургического завода, тем сложнее и запутаннее становится его ландшафт. Внизу – пещеры и катакомбы, под крышей – рельсы и провода. Мы представили себя на месте… груды металлолома и прошли ее путь по производственной цепочке, от начала до конца, с мыслью, что в цехах вместо сумрака – свет миллиона ламп, под ногами не песок, а бетон, и воздух наполнен шумом агрегатов. На пещеры похожи фундаменты для оборудования – гроты из бетона, высотой под десять метров. Большинство агрегатов разместят на высоте, поэтому почти все, что видишь с земли, – это пустые бетонные помещения площадью с кухню в панельной «хрущевке», но с огромными потолками. В будущем их заполнят электропроводкой, техническими узлами. А пока приходится только окинуть взглядом голый бетон, а потом, запрокинув голову, глянуть наверх и обойти строение, вспомнив слова инженера-технолога Вадима Колыхалова, что строятся фундаменты не абы как, их приемкой занимаются специально приглашенные итальянские специалисты: испытывают бетон на твердость, проверяют строения на соответствие чертежам. Один из итальянцев Франко Каиффе – высокий, смуглый, с глубокими морщинами на лице и хриплым голосом, работал на стройках в Серове и Новокузнецке. На вопрос, как ему сотрудничество с российскими металлургами, по-русски отвечает: «Отлично!» В Тюмени его бригада приняла уже семь площадок для оборудования, одна из которых – под электросталеплавильную печь. Этот агрегат, словно русская печь в крестьянской избе, – центр завода и главная точка притяжения сил. Расположена она в начале цеха, к ней пролегают две пары путей из отделения подготовки лома. По ним станут скользить так называемые «бадьевозы» – тележки с емкостями, наполненные металлом. Рабочие на наших глазах как раз собирали одну такую бадью: на тележке половина емкости – словно скорлупа расколотого яйца. Ассоциаций с русским фольклором на стройке достаточно. Расплавленный металл выливается в сталевоз, на рельсах тот перемещается в печь-ковш, где металл готовят для разливки, а сама печь-ковш – в вакууматоры для удаления газов. Эта череда емкостей напоминает то ли сказку про Конька-Горбунка, то ли вставляющихся друг в друга матрешек. С механиком электросталеплавильного цеха Евгением Шиловым мы поднимаемся наверх. Узкие крутые лесенки, на площадке – прикрытые деревянными щитами отверстия для коммуникаций. Здесь, на уровне десяти метров от земли, разместится пост управления печью, под него сейчас готовится помещение. Но вместо инженеров и операторов на площадке сейчас только двое монтажников. Магнитогорец Александр Киселев предупреждает, чтобы мы внимательно смотрели под ноги и не лезли, куда не следует. Тем временем, его напарник сваривает металлическое ограждение площадки. Рабочие на стройке крайне рассредоточены – в одном месте не встретишь больше десяти человек. Вот и на соседнем фундаменте, еще выше, двое заливают бетоном опоры производственного помещения. Под шум насоса рабочие рассказывают, что из родного Магнитогорска приехали в Тюмень на… кране. Мы, тем временем, оказываемся еще выше – на площадке для подъемно-поворотного стенда. Перед глазами - почти ничем не ограниченная панорама цеха. Металлические балки крыши заменяют небо, а вниз убегает, словно на водопаде, череда порогов. С точки, на которой мы стоим, готовый к производству металл – жидкий, красного цвета, очищенный от примесей и газов – станет поступать в машины непрерывной разливки стали. Правда, течь он будет без шума и бурления, и не с такой скоростью, как на водопаде. За 40 минут поступит в промежуточную емкость, в ней разделится на четыре ручья, затем попадет в формы, а после них – на участок изготовления заготовок. Собственно, этот участок занимает всю остальную часть нашего маршрута. Вдоль стены цеха идем по мостику под потолком. На нашем пути то и дело возникают спустившиеся с балок, словно с лиан, опоясанные ремнями монтажники. В местах, где стена еще не закрыта обшивкой, видны улица, солнце, рабочие, которые монтируют опоры для вспомогательных корпусов. Чем дальше мы продвигаемся вглубь, тем меньше становится построек, и больше – людей: работа по устройству фундаментов здесь продолжается. Останавливаемся у ярко-желтого крана. Он дожидается, как и остальные мостовые краны на стройке, когда завод получит разрешение от Энергонадзора на подачу напряжения. Сейчас смонтирована механическая часть кранов, установлено оборудование, но в работе их никто не опробовал. Поэтому электричество на заводе нужно, как воздух. Как только оно появится, можно будет испытать краны, а затем использовать их для монтажа оборудования.

Автор: Дмитрий Зайцев