Первый хор, в котором пела Валентина Петрова, – это ее соседи, за большим импровизированным столом во дворе.
– Я была еще совсем маленькой девочкой. Мы жили в бараках в Нижнем Тагиле в середине прошлого века. Помню, как соседи выносили на улицу столы, ставили на них вареный картофель, винегрет, нарезали кольцами лук и… начинали все вместе петь, – вспоминает Валентина Викторовна, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования академии культуры, искусств и социальных технологий.
– Куда это меня понесло – от хоров Тюмени к прошлому в бараках! – она смеется.
А мне рассказ о дворовом хоре кажется важным. Представляю сцену, которую вспомнила Валентина Викторовна, и приближаюсь к пониманию: почему люди поют хором и в хоре. Но мы продолжаем нашу беседу…
Сюжет первый: тюменское хоровое братство
Хоровым братством Валентина Викторовна называет хоры Тюмени, объединенные кафедрой хорового дирижирования. Это хоры общеобразовательных школ, музыкальных школ, хор колледжа искусств и хор академии. Певцы и дирижеры в течение года встречаются друг с другом, делятся опытом, вместе поют. На ежегодном фестивале «Хор без границ» в сводном хоре собираются от 400 до 700 певцов: люди разных возрастов вместе поют сложные произведения без музыкального сопровождения.
– За многолетнюю работу кафедры мы выпустили столько хормейстеров, что петь в хоре из 400 человек уже привыкли. Я считаю, что это достижение. Нас много, и мы все знакомы, общаемся, помогаем друг другу. Поэтому я уверена, что в Тюмени существует хоровое братство, – говорит Валентина Викторовна.
Зато любительских хоров в Тюмени мало: хор Елизаветы Гостевой, выпускницы кафедры хорового дирижирования, хоры ветеранов.
– Раньше хоры были при каждой организации, а, когда развалился Советский Союз, они остались ни с чем, вот и исчезли. В молодости я бы и представить не могла, что в городе может быть так мало любительских хоров, – говорит Валентина Викторовна.
Но в будущее она смотрит с надеждой. Сейчас кафедра работает с хорами общеобразовательных школ, их в городе около двадцати.
– Пускай они поют только двухголосные сочинения, но они поют. Как говорил Дмитрий Кобылинский: «Запоет школа – запоет вся страна».
Тюменские хоры общаются с певцами и из других городов: Свердловска, Кургана, Сургута, Нижневартовска, Мегиона, Ялуторовска.
– Люди стремятся к объединению, – говорит Петрова.
В этом году наш фестиваль «Хор без границ» будет всероссийским.
Сюжет второй: счастье петь вместе
Я спрашиваю у Валентины Викторовны: почему люди, объединяясь в хоры, стремятся соединить свои коллективы в еще большие сводные хоры?
– Когда человек поет в хоре, он слушает и понимает других людей. Это очень интересная психология – все подчиняются единому порыву: доброты, любви, желания защитить мир. Чем больше людей поет, тем больше опьяняет пение. Мощно они поют или очень тихо – не важно. Когда на нашем фестивале 300 человек пели песню «Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь», мне показалось, я чувствовала, как у меня шевелятся косточки – так они опьяняюще пели, – отвечает на мой вопрос Валентина Викторовна.
Откуда идет это необыкновенное чувство? Мы снова обращаемся к прошлому: Валентина Викторовна рассказывает, как пели в церквях первые мужские хоры, как их слушали крестьяне и тоже начинали петь, а во дворах пели хором народные песни... В России пели всегда. Церкви были разгромлены Советской властью, но во время Великой Отечественной войны создано множество народных хоров. Люди собирались за столами во дворах, как в детстве Валентины Викторовны, и тоже пели. А потом перестали. Разъехались из коммуналок по отдельным квартирам и заперли двери на ключ.
– Куда направить душевную отдачу? Кругом засилье электроники, музыки, которая несется из колонок. Но пение маленького человека, с его проблемами и заботами, в большом хоре всегда будет дарить чувство единства, чувство счастья – счастья петь вместе.
Сюжет третий: как рождается маленькая музыкальная нация
Российское хоровое образование Валентина Викторовна называет классическим. В этом она видит силу наших хоров. ¬
–У нас в России полное, объемное понимание хора, тогда как за рубежом больше обращают внимание на репертуар, исполняют современные песни. Как в светских, так и в церковных хорах у нас сохраняется традиционное пение. Сейчас много поют в храмах и поют хорошо – особенно мужские хоры в тобольских соборах, – говорит Валентина Викторовна.
Классическая хоровая школа в Тюмени сочетается и с новыми формами работы: хоровая театрализация, когда коллективы во время исполнения используют сценические движения и танец, музыкальный театр – солисты поют академическим хоровым пением.
Но главной особенностью Петрова называет связь хорового пения с поэзией. Те, кто приходят в хор в детстве, быстро учатся чувствовать живое поэтическое слово. Вместо просмотра телевизора дети начинают читать стихи.
– Представьте себе, – говорит Валентина Викторовна, – «Не жалею, не зову, не плачу», мы читаем первые строки стихов, и те студенты, что с детства развивались в хоре, подхватывают: «… все пройдет, как с белых яблонь дым…» Они росли в особенной хоровой культуре, их сразу видно.
Валентина Викторовна напоминает об Ирине Бибеевой, хормейстере академического хора кафедры. Свой вокальный путь она тоже начала с хорового пения. Петрова рассказывает популярную в академии историю:
– Я всегда говорила Ирочке, что у нее есть голос. Она поехала к Вере Баевой, народной артистке России, и попросила: «Вера Михайловна, послушайте меня, напишите записку Петровой, что у меня нет голоса. А то она меня замучила – заставляет петь». Баева, услышав ее пение, прослезилась… и, что называется, понеслось. Сейчас Бибеева – голос нашего хора.
Кстати, у тюменского хорового братства есть и свой композитор. Екатерина Чернышова пишет произведения, которые исполняют тюменские хоры.
– Любая нация оформляется только тогда, когда у нее есть хотя бы один свой композитор. Вот и наше хоровое братство уже имеет своего композитора, а значит, нас можно считать маленькой музыкальной нацией!