Когда Иван Кайнов приезжает в родное Оськино из Тюмени, обязательно приходит в музей, который он создавал, работая в местной школе. Жители Оськина поначалу не хотели отдавать сохранившиеся предметы быта и обихода: вдруг потеряются? А потом сами несли Ивану семейные реликвии. В четырёх комнатах музея разместились около пяти тысяч экспонатов. Правда, посетителей музей не принимает несколько лет. Оськинскую школу закрыли, детей на занятия возят в соседнюю Евсинскую, энтузиаст Иван Васильевич живёт и работает в Тюмени. Бывший директор Оськинской школы Валентина Викторовна Бачинина руководила школой на протяжении 37 лет и сейчас присматривает за музейными «сокровищами», у неё хранятся ключи от здания. Открываешь дверь музея, и сразу взгляд падает на листок ватмана, где старательно выведены пером слова А.П. Чехова: «Если бы каждый на своём куске земли сделал всё, что может, какой бы прекрасной была тогда земля наша!» Под таким девизом работали все бывшие педагоги Оськинской школы, и музей создавался, чтобы сохранить память о предках. Сейчас дом не отапливается: старые печи давно забыли о горячих углях. Свет тоже отключен. В общем, находиться здесь долго не хочется. Взглянуть – и только. Вот самовары, один из которых 1840 года выпуска, выбитые занавески и рушники, глиняная и деревянная посуда, утюги, потемневшие от времени образа в углу. Фотографии выпускников тридцатилетней давности, рисунки ребятишек, которые теперь давно уже выросли. Для кого-то, может быть, эти экспонаты не представляют особой ценности. А для местных жителей, особенно педагогов, это история, воспоминания о молодости. Зимой не получается собираться вместе, а летом, когда тепло, частенько здесь встречаются за чашкой чая и бывшие учителя, и выпускники. Поэтому так и встревожились, когда услышали, что собираются решать дальнейшую судьбу здания музея.
Интересно, что дом этот, в котором раньше располагался интернат, а сейчас музей, тоже можно считать памятником старины. По времени постройки относится он к началу 19 века. О том, кто и как возводил дом, рассказала Александра Константиновна Бачинина. Ей сейчас 95 лет. Родилась она в этом доме, младшая из двенадцати детей Константина Устиновича Сташкевича. В его семье было шестеро братьев и сестра. Жили Сташкевичи достойно, работали на своём подворье, оттого и попали под раскулачивание. Разбросало по свету сестёр и братьев, а дом этот и сейчас ещё крепкий, украшенный деревянными резными наличниками, стоит пряменько, не сдаётся годам, умели раньше люди строить. Александра Константиновна живёт в доме по соседству, вместе с невесткой, Валентиной Викторовной Бачининой. Старушка вот уже восемь лет прикована к постели. Окна её комнаты как раз выходят на родительский дом.
Сейчас здание находится на балансе Евсинской школы только теоретически, ведь на его содержание не расходуется ни копейки. Как сказала директор школы Е.В. Степанова, историческая ценность экспонатов, которые располагаются в здании музея, документально не подтверждена. Елена Владимировна признаётся, что сама ни разу их не видела. Разместить предметы старины в Евсинской школе возможности нет: там под музей отдана маленькая комнатка. У сельской администрации тоже нет денег ни на содержание, ни на восстановление здания. Районная комиссия уже провела обследование, для жилья строение признано непригодным. Дальнейшая его участь вскоре решится. Может быть, продадут здание на аукционе, может быть, спишут и разберут по брёвнышкам... Но вот куда определить всё, что находится в музее — этот вопрос остаётся открытым. Порвать связь времён, разрушить память — легко, восстановить — трудно.
Фото Павла Ложкина