Каждый год Людмила Пастернак выезжает на стойбище шаманов Ханты-Мансийского района. Неделю живет в чуме, а потом, уже дома, лепит с запомнившихся образов глиняные фигурки.
Две такие стоят передо мной: шаманы в танце бьют в бубны. Обе слеплены из белой глины, покрыты глазурью. Но если присмотреться к ним повнимательнее, то можно заметить несхожесть в прищуре глаз, расположении морщин на лице, изгибе губ и других мелких деталях.
В конце прошлой недели в музее изобразительных искусств открылась выставка «Теплая глина» няганьской мастерицы Ларисы Пастернак.
С шаманами Лариса Петровна познакомилась на своей же выставке в Ханты-Мансийске, где они сразу пригласили ее к себе в гости. Почему открылись перед ней? Лариса Петровна разводит руками: везение или что-то иное, но для художника это опыт ценный.
Правда, больше, чем на неделю Лариса Петровна в стойбище не остается – тяжела для современного человека жизнь в чуме.
– Надоедает каждый день есть рыбу! – смеется она.
Кроме шаманов, излюбленные персонажи северной мастерицы – дети и старики. Первые – за лица, еще не обремененные взрослыми проблемами. Например, фигура «Двоечница»: девчушка насупилась за то, что ей поставили в школе плохую оценку. Старики же, наоборот, привлекают мастера лицами, хранящими опыт долгой жизни.
– Это образ старой женщины, но в нем нет драмы. Посмотрите - она несет дрова, она может позаботиться о себе до преклонных лет! – комментирует работу «Дровишки» старший научный сотрудник музея Вера Субботина.
Из-за последней фразы Веры Александровны можно понять, что скульптуры Пастернак – собирательные образы. Но это не так. Все персонажи Ларисы Петровны вылеплены с конкретных людей.
– Это могут быть даже незнакомые мне люди: увидела в автобусе, на улице, встретилась с кем-то случайно глазами... Некоторые образы людей полностью воплощаются в глине, некоторые – детально: только улыбка, глаза... Но придуманных персонажей нет, – подтверждает мастерица.
Шесть лет назад она увлеклась еще и реконструкцией древних сосудов Севера. Ее трудами воссоздано больше сорока экземпляров, от эпохи неолита до бронзового века, эти редкостные вещи хранятся в Ханты-Мансийском окружном центре ремесел.
Информацию о сосудах прошлых веков Лариса Петровна собирала у археологов, ездила на раскопки в Белоярский и Сургутский районы.
– В наших краях сосуды делали исключительно женщины: узор с женской одежды переходил на глину. К тому же при лепке на глине оставались отпечатки женских пальцев… Еще одна особенность северных сосудов – толстое дно и тонкие стенки. Это диктовали условия быта и характер северной глины, – рассказывает Лариса Петровна.
Про особенный характер родной глины она, кажется, может говорить часами. Для своих фигурок использует ту, что добыта в поселке Кирпичном Ханты-Мансийского района. Лариса Пастернак привезла небольшой кусок глины и в музей. На первый взгляд – самая обычная. Но прежде чем стать такой, глина год томилась замоченной в воде. Иначе из нее лепить трудно – очень тугая.
– Те, кто нашу глину не знают, морщатся – привыкли к жирной, эластичной, а наша – с характером, требует к себе внимания, работы. Либо она тебя поломает, либо ты ее, – рассказывая, Лариса Петровна уже начинает лепить на турнетке (крутящейся подставке) небольшой сосуд.
Действительно, эта глина требует особого отношения – лепить из нее можно только так называемым «жгутиком», иначе порвется (существует еще способ раскатывания глины).
Наверное, потому выставка и называется «Теплая глина». Теплая - потому что родная, со своей югорской земли.